Аудит НКО. Образец заполнения

Содержание

Аудиторская проверка нко

Аудит НКО. Образец заполнения

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

В каких случаях проведение аудиторской проверки в отношении НКО является обязательной?

Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ).

Как узнать подпадает ли данный вид НКО под обязательный аудит или нет? Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.

Обязательность аудита по критериям финансово-экономической деятельности НКО

с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо

с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

Статус НКО определен Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон №7-ФЗ). НКО могут создаваться в форме (п.3 ст.2 Закона №7-ФЗ):

общественных или религиозных организаций (объединений);

общин коренных малочисленных народов РФ;

автономных некоммерческих организаций;

социальных, благотворительных и иных фондов;

ассоциаций и союзов;

в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Главное отличие НКО от других юридических лиц состоит в том, что извлечение прибыли не является ее основной целью деятельности, а полученная прибыль не распределяется между участниками, а направляется на реализацию основных целей (п.1 ст.2 Закона №7-ФЗ).

Таким образом, НКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (п.2 ст.7 Закона №7-ФЗ).

Практически это означает, что в бухгалтерском учете должны быть обособленно отражены источники формирования деятельности НКО

Так, структура доходов НКО складывается из поступлений учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований, выручки от реализации товаров (работ, услуг) и прочих поступлений.

Поступления, не связанные с предпринимательской деятельностью НКО учитываются на счете 86 «Целевое финансирование», к которому открываются субсчета 1 порядка по видам финансирования (пожертвования, взносы учредителей и пр.

), второго – по назначению целевых средств (например, для какого мероприятия, благотворительных целей предназначены средства) и т.д.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, учитываются на счетах 90 «Продажи» (например, выручка от выполнения работ и оказания услуг) или 91 «Прочие доходы и расходы» (проценты, начисленные на остаток денежных средств в банке). И если выручка от предпринимательской деятельности НКО превышает 400 млн рублей (без учета НДС), то проведение аудита является обязательным.

Как и любая организация, НКО может иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. НКО также может иметь земельные участки в собственности или на ином праве (ст.25 Закона №7-ФЗ). И если валюта баланса НКО превышает 60 млн рублей, то проведение аудита обязательно.

В случае если НКО попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно (п.2 ст.5 Закона 307-ФЗ).

Виды НКО, подлежащие обязательному аудиту

Обязательному аудиту также подлежат следующие виды НКО, независимо от их соответствия критериям финансово-экономической деятельности (пп.3 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ):

негосударственный пенсионный или иной фонд;

акционерный инвестиционный фонд;

управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

То есть проведение аудита обязательно в отношении отчетности всех фондов.

Также обязаны проводить аудит НКО, являющиеся иностранными агентами, а также структурные подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации (п.1 ст.32 Закона №7-ФЗ). Такие НКО обязаны представлять в Минюст (контролирующий орган) наряду с отчетностью аудиторское заключение.

Иные случаи проведения обязательного аудита НКО

Кроме того, обязательность проведения аудита может быть прописана в уставе НКО. Также проведение обязательного аудита требуется грантодателями в отношении НКО, получивших гранты и (или) пожертвования.

В ряде случаев обязанность проведения аудита НКО закреплена положениями федерального закона. Так, например, отчетность следующих НКО подлежит обязательному аудиту:

жилищные накопительные кооперативы (ст.54 Федерального закона от 30.12.2004 г. №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);

кредитные потребительские кооперативы, за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и их объединений (ст.28 и ст.31 Федерального закона от 18.07.2009 г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации»);

Источник: https://nataliesafronova.ru/auditorskaya-proverka-nko/

Аудит некоммерческих организаций

Аудит НКО. Образец заполнения

ВЕРДИКТУМ – это аудиторская компания, которая, наряду с коммерческими компаниями, специализируется на работе с некоммерческими организациями.

Бухгалтерский и налоговый учет в некоммерческих организациях имеют свои существенные отличия. Вопросы учета очень слабо и неоднозначно освещены в действующем законодательстве, в связи, с чем возникают большие сложности в постановке учета и работе некоммерческих организаций.

В свою очередь аудит некоммерческих организаций также имеет свою специфику и отличается по своим направлениям от аудита коммерческих организаций, деятельность которых направлена на извлечение прибыли.

Проведение аудиторской проверки в некоммерческих организациях требует от аудитора понимания характера деятельности таких организаций и специализированных знаний всех особенностей правового положения, бухгалтерского учета и налогообложения НКО, принципов раздельного учета, в случае ведения коммерческой деятельности.

Обязательный аудит НКО

  • – с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн. рублей;
  • – с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн. рублей;
  • Обязательному аудиту также подлежат следующие виды НКО, независимо от их соответствия критериям финансово-экономической деятельности (пп.3 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ):
  • – все НКО, чья организационная форма имеет название «фонд» подлежат обязательному аудиту;
  • – НКО, выполняющие функции иностранного агента и структурные подразделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
  • – НКО, связанные с формированием целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн. рублей (ст.6 и ст.7 Федерального закона от 30.12.2006 г. №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала НКО»).
  • – НКО, не являющиеся собственниками целевого капитала, но получающие доход от него в сумме более 5 млн. рублей за год. – другие НКО, для которых обязательный аудит предусмотрен российским законодательством.

Минфин РФ ежегодно доводит информацию об обязательности проведения аудита (например, информация Минфина «Перечень организаций, обязанных проводить аудит за 2016 г.»).

Инициативный аудит

Многие некоммерческие организации проводят инициативный аудит бухгалтерской отчетности. Прозрачность и открытость для общества – один из важнейших принципов работы некоммерческих организаций.

  • – обязанность проведения аудита может быть прописана в уставе НКО;
  • – проведение инициативного аудита могут требовать учредители, попечительский совет, грантодатели в отношении НКО, получивших гранты и (или) пожертвования и др.;

Аудиторское заключение НКО обязаны предоставить в Росстат, а иностранные агенты – и в Минюст. И согласно новым требованиям с 1 октября 2016 года, сведения об аудиторе, который выдал заключение, и информация о прохождении аудиторской проверки должны быть размещены еще и в Федеральном реестре в течение трех рабочих дней.

Наши клиенты некоммерческие организации

  • Общероссийская общественная организация “Российская Федерация баскетбола”; Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Международный банковский институт»;
  • Благотворительный фонд «Русский Стандарт»; Благотворительный фонд поддержки и развития баскетбольного клуба “Спартак” (Санкт-Петербург);
  • Автономная некоммерческая организация «Дирекция Санкт-Петербургского международного культурного форума»;
  • Санкт-Петербургский филиал Благотворительного Фонда «Распределительный комитет «Джойнт»;
  • Международный Благотворительный Фонд «Открытое сердце»;
  • Некоммерческая организация «Благотворительный фонд социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями «Место под солнцем»;
  • Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство предприятий похоронной отрасли «Память»;
  • Фонд развития некоммерческого радиовещания «Радио Мария»;
  • Благотворительный фонд помощи малоимущим «САДАКА», Санкт-Петербургская общественная организация инвалидов и пенсионеров «Санкт-Петербургский Еврейский Благотворительный Центр “Забота-Хэсэд Авраам»
  • Фонд помощи детям с нарушениями развития «Открытая дверь» и др.

Источник: http://www.verdictum.ru/audit/audit-nekommercheskikh-organizatsij.html

Аудит некоммерческой организации. порядок проведения

Аудит НКО. Образец заполнения

Аудит осуществляется в отношении и коммерческих, и некоммерческих организаций. Однако проверка НКО отличается рядом особенностей. Связано это со спецификой деятельности субъекта. Работа НКО не подразумевает извлечения прибыли. Как правило, такие организации преследуют в своей деятельности различные социальные цели.

Задачи аудита НКО

Рассмотрим задачи, которые ставятся перед аудитором:

  • Установление направлений расходования.
  • Совпадение информации из первичных документов с записями учета.
  • Правильность оформления документов, которые сопровождают поступления и расходы.
  • Правильность налогообложения.
  • Соответствие действий НКО Уставу.
  • Соответствие полномочий руководителей организации уставным задачам.

Перед аудитором также могут ставиться узкие задачи, связанные с нюансами работы конкретной НКО.

В каких случаях осуществляется обязательная проверка

Аудит может быть обязательным и добровольным. Основания для проведения обязательной проверки содержатся в статье 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года. В частности, это следующие финансовые показатели:

  • Размер выручки за полный отчетный период составляет более 400 000 000 рублей. Исключение – государственные структуры, органы местного управления, ГУПы, сельскохозяйственные кооперативы.
  • Размер активов на завершение отчетного периода составляет более 60 000 000 рублей.

Также проверяются следующие субъекты:

  • Различные негосударственные фонды (к примеру, пенсионные).
  • УК акционерных, пенсионных фондов.
  • Фирмы, на годовом балансе которых находится более 200 000 МРОТ.
  • Структурные отделы зарубежных НКО.

Обязательность проверки может устанавливаться внутренними документами. В частности, необходимость проведения прописывается в Уставе.

Кто может проводить аудит

Аудитором может стать не каждый человек. Результаты проверки будут законными только в том случае, если аудит проводился фирмами или ИП с членством в соответствующем СРО. Ранее для осуществления процедуры нужно было получать лицензию. Однако сейчас аудитору для легального ведения своей деятельности достаточно вступить в СРО. Сами специалисты должны пройти аттестацию.

ВАЖНО! Работа аудиторов ведется в соответствии с ФЗ №307 от 30 декабря 2008 года.

Подготовка к аудиту НКО

Подготовка к проверке включает в себя эти этапы:

  • Установление целей и задач проверки.
  • Ознакомление со спецификой работы НКО.
  • Знакомство с предыдущими аудиторскими заключениями.
  • Установление аудиторских рисков.
  • Установление стратегии аудита.

На подготовительном этапе должна быть утверждена программа действий, шаги, которые будут проделаны в рамках процедуры.

Порядок проведения

Руководителю НКО нужно обратиться к аудитору. Для этого в фирму отправляется запрос на осуществление проверки. В запросе указываются задачи аудита, сроки процедуры. Если компания ответила согласием, отправленное письмо признается договором оферты. К нему оформляется соглашение. Рассмотрим основные этапы аудита:

  • Подготовка. Аудитор знакомится с работой НКО, задачами предстоящего мероприятия.
  • Промежуточный этап. Проверяется система локального контроля. Нужно это для установления аудиторских рисков.
  • Основной этап. Выполняется проверка бумаг. В частности, аудит рассматривает бухучет, баланс, устав, заключенные трудовые соглашения, внутренние бумаги. Документы проверяются на соответствие законам.
  • Заключительный этап. Специалист оформляет отчет по выполненной работе. Он также должен заполнить заключение.
  • Аудитор должен отчитываться о своей работе на каждом из этапов проверки.

    Что именно проверяет аудитор?

    Аудитор проверяет следующие направления деятельности НКО:

    • Учредительные бумаги. Устанавливается соответствие деятельности НКО уставным целям. Определяются дополнительные направления работы и проверяется их соответствие закону.
    • Финансирование. Устанавливается поступление денег от учредителей, участников НКО. Проверяется правильность налогообложения.
    • Финансирование организациями, гранты. Аудитор должен установить наличие документального подтверждения всех поступлений. В бумагах должно быть указано, что средства получены безвозмездно.
    • Пожертвования от ФЛ. Проверяется, есть ли приемный акт по операции. Определяется законность распределения финансов.
    • Внереализационные поступления. Проверяется наличие раздельного учета, правильность вычисления налогов.
    • Траты НКО. Устанавливается наличие сметы, первички, соответствие расходов уставной работе.
    • Доход от дополнительных направлений деятельности. НКО может извлекать доход из своей деятельности. Проверяется законность поступлений, порядок их расходования, налогообложения.
    • Работа сотрудников. Устанавливается правомерность найма сотрудников, составление трудовых соглашений.

    Объем аудиторских работ определяется в зависимости от масштабов деятельности НКО.

    К СВЕДЕНИЮ! Проверка может быть полной или выборочной. Во втором случае берутся и проверяются отдельные документы. Если в них были обнаружены ошибки, аудитор приступает к более тщательному анализу.

    Результаты работы аудитора

    По итогам проверки составляется заключение. Оформлять этот документ можно только после рассмотрения доказательной базы, анализа бумаг. В заключении прописывается эта информация:

    • Название бумаги.
    • Информация о компании, которая проверяется.
    • Информация об аудиторе.
    • Законы, которыми руководствовался проверяющий.
    • Порядок аудита.
    • Документы, которые были проверены.
    • Указание о достоверности проанализированных бумаг.
    • Мнение аудитора касательно состояния дел НКО.
    • Дата оформления документа.

    В заключении могут содержаться рекомендации аудитора касательно налаживания деятельности.

    К СВЕДЕНИЮ! Заключение может быть положительным и отрицательным. В первом случае специалист признает абсолютную законность деятельности НКО. Если будет обнаружено множество ошибок, выносится заключение отрицательного характера.

    ВАЖНО! Если НКО подлежит обязательному аудиту, заключение нужно отправлять в органы статистики вместе с отчетностью.

    Типичные ошибки, выявляемые при аудите

    Рассмотрим ошибки в работе НКО, которые часто обнаруживаются в ходе проверки:

    • Неправильное оформление членства в фирме.
    • Незаконный наем сотрудников в НКО. Некоторые организации не могут нанимать на работу сторонних лиц.
    • Представительские траты, которые никак не подтверждены документами.
    • Поступление средств в НКО без оформления.

    Для проверки рекомендуется нанимать аудитора, который ознакомлен со спецификой работы НКО.

    Дополнительная информация

    Результаты аудита нужны, прежде всего, самому руководителю. Обнаруженные недочеты можно будет быстро исправить в соответствии с рекомендациями специалиста. Аудиторская фирма может разорвать контракт с НКО. Возможно это в том случае, если организация не исполняет своих обязанностей:

    • Руководитель не предоставляет документы, которые подлежат проверке.
    • Создаются препятствия, из-за которых аудитор не может нормально осуществлять свою работу.

    В случае расторжения соглашения НКО должна компенсировать расходы аудитора.

    ВАЖНО!
    Если организация подлежит обязательной проверке, аудит будет проводиться раз в год.

    Аудит НКО. Образец заполнения

    Некоммерческие организации подвергаются аудиту, проводимому в обязательном порядке или инициированным учредителями, руководителем организационной формы. НКО – организации, не имеющие основной целью ведения деятельности получение прибыли. При функционировании структуры решаются социально-значимые задачи. В статье расскажем про аудит НКО в 2018, дадим инструкцию по проведению.

    Большинство НКО обеспечивают финансирование текущей деятельности за счет внутренних источников – поступлений членов. При ведении коммерческой деятельности доходы, полученные организацией, должны направляться на реализацию уставных целей. В настоящее время в РФ имеет более 30 видов НКО.

    Задачи, решаемые в ходе проведения аудита НКО

    Проверка деятельности НКО направлена на выявление несоответствия фактических операций, порядка ведения учета законодательным и уставным требованиям. В составе задач, решаемых при аудите, содержатся:

    • Выявление целевого назначения расходования средств.
    • Соответствие записей учета информации первичных документов.
    • Верность документального оформления операций поступления и расходования денежных средств, имущества организации.
    • Соответствие законодательным нормам налогообложения доходов, полученных от ведения деятельности и не направленные на уставные цели.
    • Верность и соответствие уставным требованиям положений договоров, заключенных с коммерческими структурами, наемными работниками.
    • Соответствие полномочий руководящего состава НКО уставным задачам, документальное оформление приема новых членов и проверка прочих действий учредительного характера.

    Источник: https://lowis.ru/aydit-nekommercheskoi-organizacii-poriadok-provedeniia/

    Какие виды НКО обязаны ежегодно проводить аудит?

    Аудит НКО. Образец заполнения

    В каких случаях проведение аудиторской проверки в отношении НКО является обязательной?

    Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ).

    Как узнать подпадает ли данный вид НКО под обязательный аудит или нет? Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.

    АУДИТ НКО

    Практически это означает, что в бухгалтерском учете должны быть обособленно отражены источники формирования деятельности НКО.

    Так, структура доходов НКО складывается из поступлений учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований, выручки от реализации товаров (работ, услуг) и прочих поступлений.

    Поступления, не связанные с предпринимательской деятельностью НКО учитываются на счете 86 «Целевое финансирование», к которому открываются субсчета 1 порядка по видам финансирования (пожертвования, взносы учредителей и пр.

    ), второго – по назначению целевых средств (например, для какого мероприятия, благотворительных целей предназначены средства) и т.д.

    Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, учитываются на счетах 90 «Продажи» (например, выручка от выполнения работ и оказания услуг) или 91 «Прочие доходы и расходы» (проценты, начисленные на остаток денежных средств в банке). И если выручка от предпринимательской деятельности НКО превышает 400 млн рублей (без учета НДС), то проведение аудита является обязательным.

    ШТРАФЫ ЗА НЕПРОВЕДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА 

    Как и любая организация, НКО может иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. НКО также может иметь земельные участки в собственности или на ином праве (ст.25 Закона №7-ФЗ). И если валюта баланса НКО превышает 60 млн рублей, то проведение аудита обязательно.

    Важно!

    В случае если НКО попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно (п.2 ст.5 Закона 307-ФЗ).

    АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ

    Статьи по аудиту

    Аудит НКО. Образец заполнения

    Источник: http://www.audit-it.ru/articles/audit/

    В каких случаях проведение аудиторской проверки в отношении НКО является обязательной?

    Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ).

    Как узнать подпадает ли данный вид НКО под обязательный аудит или нет? Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.

    Обязательность аудита по критериям финансово-экономической деятельности НКО

    В первую очередь, обязательному аудиту подлежат все виды НКО при их соответствии установленным показателям финансово-экономической деятельности. Так, обязательному аудиту подлежат НКО:

    • с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо
    • с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

    Статус НКО определен Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту – Закон №7-ФЗ). НКО могут создаваться в форме (п.3 ст.2 Закона №7-ФЗ):

    • общественных или религиозных организаций (объединений);
    • общин коренных малочисленных народов РФ;
    • казачьих обществ;
    • некоммерческих партнерств
    • учреждений;
    • автономных некоммерческих организаций;
    • социальных, благотворительных и иных фондов;
    • ассоциаций и союзов;
    • в других формах, предусмотренных федеральными законами.
    Главное отличие НКО от других юридических лиц состоит в том, что извлечение прибыли не является ее основной целью деятельности, а полученная прибыль не распределяется между участниками, а направляется на реализацию основных целей (п.1 ст.2 Закона №7-ФЗ).

    Таким образом, НКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (п.2 ст.7 Закона №7-ФЗ).

    Практически это означает, что в бухгалтерском учете должны быть обособленно отражены источники формирования деятельности НКО

    Так, структура доходов НКО складывается из поступлений учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований, выручки от реализации товаров (работ, услуг) и прочих поступлений.

    Поступления, не связанные с предпринимательской деятельностью НКО учитываются на счете 86 «Целевое финансирование», к которому открываются субсчета 1 порядка по видам финансирования (пожертвования, взносы учредителей и пр.

    ), второго – по назначению целевых средств (например, для какого мероприятия, благотворительных целей предназначены средства) и т.д.

    Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, учитываются на счетах 90 «Продажи» (например, выручка от выполнения работ и оказания услуг) или 91 «Прочие доходы и расходы» (проценты, начисленные на остаток денежных средств в банке). И если выручка от предпринимательской деятельности НКО превышает 400 млн рублей (без учета НДС), то проведение аудита является обязательным.

    Штрафы за непроведение обязательного аудита

    Как и любая организация, НКО может иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте ценные бумаги и иное имущество. НКО также может иметь земельные участки в собственности или на ином праве (ст.25 Закона №7-ФЗ). И если валюта баланса НКО превышает 60 млн рублей, то проведение аудита обязательно.

    Важно!

    В случае если НКО попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно (п.2 ст.5 Закона 307-ФЗ).

    Виды НКО, подлежащие обязательному аудиту

    Обязательному аудиту также подлежат следующие виды НКО, независимо от их соответствия критериям финансово-экономической деятельности (пп.3 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ):

    • негосударственный пенсионный или иной фонд;
    • акционерный инвестиционный фонд;
    • управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).
    • То есть проведение аудита обязательно в отношении отчетности всех фондов.

    Также обязаны проводить аудит НКО, являющиеся иностранными агентами, а также структурные подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации (п.1 ст.32 Закона №7-ФЗ). Такие НКО обязаны представлять в Минюст (контролирующий орган) наряду с отчетностью аудиторское заключение.

    Критерии обязательного аудита

    Иные случаи проведения обязательного аудита НКО

    Кроме того, обязательность проведения аудита может быть прописана в уставе НКО. Также проведение обязательного аудита требуется грантодателями в отношении НКО, получивших гранты и (или) пожертвования.

    В ряде случаев обязанность проведения аудита НКО закреплена положениями федерального закона. Так, например, отчетность следующих НКО подлежит обязательному аудиту:

    • жилищные накопительные кооперативы (ст.54 Федерального закона от 30.12.2004 г. №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);
    • кредитные потребительские кооперативы за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и их объединений (ст.28 и ст.31 Федерального закона от 18.07.2009 г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации»);

    Источник: https://otchetonline.ru/art/audit/57130-kakie-vidy-nko-obyazany-ezhegodno-provodit-audit.html

    Инструкция: как НКО составить отчет в Минюст без ошибок – Агентство социальной информации

    Аудит НКО. Образец заполнения

    Чем отличаются отчеты разных видов некоммерческих организаций и как правильно их подготовить.

    Все НКО, на которые распространяется ФЗ «О некоммерческих организациях», обязаны ежегодно предоставлять специальную отчетность в Министерство юстиции России не позднее 15 апреля. Закон не касается только потребительских кооперативов, товариществ собственников недвижимости, в том числе товариществ собственников жилья, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ.

    Какие отчеты нужно сдать в Минюст и что в них обязательно должно быть, рассказал АСИ Павел Гамольский, президент ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций». 

    Отчеты небольших НКО и религиозных организаций

    Первый, самый простой, вариант отчета предусмотрен для небольших некоммерческих организаций, которым за год из любых источников поступило не более 3 млн рублей.

    Эти НКО не должны быть общественными и религиозными организациями, иметь иностранных учредителей и иностранного финансирования.

    Они предоставляют в Минюст в произвольной форме уведомления о продолжении своей деятельности и отсутствии иностранных учредителей и иностранного финансирования. 

    Второй вариант отчета установлен только для религиозных организаций. Они отчитываются по форме ОР0001 вне зависимости от каких-либо других условий.

    Отчеты общественных объединений

    Третий вариант сдают общественные объединения. У них два отчета. Первый – уведомление о продолжении деятельности (образец). В уведомлении нужно:

    • проинформировать о продолжении своей деятельности;
    • указать наименование постоянно действующего руководящего органа и действительное место его нахождения;
    • привести данные о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

    Кроме того, все общественные объединения (вне зависимости от состава учредителей, участников и наличия или отсутствия иностранного финансирования) должны сдать отчет по форме ОН0003 об объеме денежных средств и другого имущества. Этот отчет заполняется только по иностранным поступлениям в денежной и натуральной форме.

    У общественных объединений часто возникает вопрос, как заполнять форму ОН0003: по данным бухгалтерского учета (методом начислений) или по мере поступления и расходования именно денежных средств (кассовым методом). Оба варианта правильные.

    Но нужно иметь в виду, что Минюст в автоматическом режиме получает информацию из Росфинмониторинга о всех поступлениях из иностранных источников. Эта информация формируется по кассовому методу.

    Поэтому форму ОН0003 проще заполнять по поступлению и расходу зарубежных денег.

    ron dyar / Unsplash

    Остальные НКО

    Четвертый вариант отчета предусмотрен для остальных НКО — не общественных или религиозных организаций, тех, у кого есть иностранные учредители и (или) иностранное финансирование, и чей объем поступлений за год превысил 3 млн рублей. Они должны представить две формы отчетов: ОН0001 и ОН0002. 

    Форма ОН0001 называется «Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов».

    В первом разделе этой формы нужно перечислить виды деятельности, которыми занималась организация в отчетном году в соответствии с учредительными документами.

    Сюда можно переписать виды деятельности из устава, а можно изложить простым, понятным языком содержание деятельности НКО в течение года. Некоторые приводят здесь названия собственных программ и проектов, это тоже не ошибка.

    Второй раздел формы ОН0001 предназначен для декларирования наличия или отсутствия приносящей доход деятельности, в том числе продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, участия в хозяйственных обществах, операций с ценными бумагами и другой деятельности.

    В третьем разделе нужно выбрать из списка источники формирования имущества.

    В четвертом — перечислить органы управления НКО, их наименование, периодичность заседаний в соответствии с учредительными документами и фактическое соблюдение этих внутренних правил некоммерческой организации.

    Приложение к форме ОН0001 (лист А) нужно заполнить на каждый руководящий орган НКО. Персональные данные членов руководящих органов при загрузке отчета на сайт Минюста обезличиваются: пользователям сайта видны только фамилии, имена, отчества членов соответствующего руководящего органа НКО. 

    Евгений Биятов / РИА Новости

    Отчет о целях расходования денег

    Самая сложная и противоречивая форма отчетности в органы Минюста – это форма ОН0002.

    Она называется «Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства». Эта форма предназначена для отражения расходов, понесенных за счет любых источников.

    В форме — три раздела. Сложнее всего заполнить первый. Он состоит из четырех пунктов. В соответствии с приказами Минюста за 2019 год в отчетах за 2018 и 2019 годы не нужно заполнять пункты 1.2 и 3.3 и аналогичные им по содержанию пункты 1-4 формы ОН0003. Здесь упоминаются средства, переданные российскими юридическими лицами, которые получают деньги от иностранных источников. 

    Нигде не разъясняется, как заполнять форму ОН0002 — по данным бухгалтерского учета и отчетности или по данным движения средств по счетам в банках. Поэтому насколько подробно раскрыть сведения, каждая НКО решает для себя сама. Ни с какими формами бухгалтерской и налоговой отчетности форма ОН0002 не сопоставляется и не сличается. 

    Заполнять этот отчет можно несколькими способами:

    1. Расходы детализируются по программам (проектам) и отдельно показываются административные расходы.
    2. Расходы детализируются по статьям финансового плана некоммерческой организации (заработная плата, налоги, командировки, банковские услуги) вне зависимости от того, программные это расходы или административные.
    3. Расходы детализируются по отдельным жертвователям.

    Клубу бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций встречался вариант заполнения отчета, которым пользоваться нельзя.

    Организация, которая, по-видимому, хотела полностью скрыть от общества, чем именно она занимается и на что расходует средства, включила в отчет одну единственную строку «Расходы на уставную деятельность» с указанием общей суммы расходов за год. Так делать не следует. Хотя сказать, что НКО что-то нарушила в этом случае, нельзя.

    pixabay.com

    Отчет благотворительных организаций

    Отдельный отчет сдают в Минюст благотворительные организации. То есть не организации, фактически осуществляющие благотворительную деятельность, а именно благотворительные организации в узком смысле этого термина.

    К ним относятся неправительственные (негосударственные и немуниципальные) некоммерческие организации, созданные для реализации целей, предусмотренных ФЗ от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

    Они могут создаваться в одной из трех организационно-правовых форм: общественная организация, фонд или учреждение, если его учредила другая благотворительная организация.

    Законодательные и нормативные акты не устанавливают форму отчета о деятельности благотворительной организации. Нужно раскрыть информацию, перечисленную в п. 2 ст. 19 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Образец составления отчета представлен здесь.

    В Минюст благотворительные организации должны сдать отчет о своей деятельности одновременно с отчетом о финансово-хозяйственной деятельности, представляемым в налоговые органы, то есть до 31 марта года, следующего за отчетным.

    Ответственность за непредоставление отчета либо грубые ошибки в нем установлена в ст. 19.

    7 «Непредставление сведений (информации)» Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая применяется к любым отчетам, направляемым в государственные органы.

    Нарушителю могут вынести предупреждение либо наложить на него административный штраф: на должностных лиц организации – от 300 до 500 рублей, на юридических лиц — от 3 до 5 тыс. рублей. 

    Практика показывает, что региональные управления Минюста России в последние годы проявляют повышенный интерес к наличию отчетов благотворительных организаций, впрочем, не вникая в содержание поданных сведений. 

    Где получить консультацию по заполнению отчета в Минюст  

    Если у НКО есть трудности с заполнением отчета, получить консультацию можно у юристов ассоциации «Юристы за гражданское общество«. Кроме того, ассоциация «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций» ежемесячно проводит вебинары, на которых можно найти ответы на конкретные вопросы. Информация о времени вебинаров размещается на сайте ассоциации и в социальных сетях. 

    Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

    Источник: https://www.ASI.org.ru/article/2020/03/12/instruktsiya-otchet-v-minyust/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.