Аудит учетной политики организации

Аудит учетной политики: добровольный, независимый, налоговый — Контур.Бухгалтерия

Аудит учетной политики организации

Аудит учетной политики (далее — УП) проводится по-разному и с разными целями, в зависимости от того, какая назначена проверка.

Независимая аудиторская проверка

Эту проверку проводят аудиторские организации или индивидуальные аудиторы, у которых есть соответствующая лицензия. Они проверяют учетную политику на соответствие законодательству РФ, и смотрят, соблюдает ли организация утвержденные в ней положения.

Для некоторых организаций ежегодный аудит обязателен — их перечень определен в ст. 5 ФЗ №307-ФЗ. Например, это все акционерные общества и организации с выручкой свыше 400 млн рублей в год. Обязательный аудит УП не предусмотрен, но ее тоже могут проверить.

Также независимую аудиторскую проверку могут инициировать материнская компания и третьи лица, например, ваш банк-кредитор или потенциальный инвестор.

Добровольная аудиторская проверка

Добровольная аудиторская проверка начинается по инициативе руководства. Ее можно проводить силами самой фирмы или тоже пригласить независимых аудиторов. Как часто проверять решает менеджмент организации или собственники. Вот самые частые поводы для начала проверки:

  • проверка работы бухгалтерии, главбуха или финдиректора;
  • проверка работы управленческого состава;
  • требование партнеров по бизнесу;
  • замена главбуха;
  • подготовка к продаже или реорганизации компании;
  • скорая проверка налоговыми органами;
  • подготовка к сертификации.

Такой аудит поможет скорее выявить проблемы в учете организации и поправить положение дел. Его цель — найти угрозы деятельности, выявить ошибки и выработать рекомендации по их устранению и минимизации финансовых рисков.

Налоговая аудиторская проверка

Этот вид выделять не совсем корректно, так как налоговая не проводит аудит УП в стандартном понимании. При камеральной и выездной проверке налоговики могут запросить документ, но интересуют их, как правило, именно наличие учетной политики, нормы и правила, которых вы придерживаетесь в учете. Если УП у вас нет или она составлена с нарушениями, бухгалтера могут оштрафовать.

Зачем проводить аудит учетной политики

Крупные компании и акционерные общества уделяют аудиту учетной политики большое внимание. Ее важно корректировать и улучшать, не только чтобы хорошо показать себя перед налоговой или инвесторами, но и для собственной эффективности. 

Профессиональные аудиторы подскажут, способствует ли принятая УП эффективной работе организации, и проверят, насколько утвержденные методы оценки, начисления амортизации и пр. соответствуют типу компании. Расскажут, что можно улучшить.

Как запланировать аудиторскую проверку компании

Руководство организаций, которые не подлежат обязательному аудиту, часто поручает проведение аудита своим сотрудникам. Как правило, этим занимаются простые бухгалтеры под командованием главбуха. От работы их при этом не освобождают, все наваливается комом, и такая проверка априори не может быть эффективной. 

  • Во-первых, вся бухгалтерия — это заинтересованное лицо: ей приходится проверять собственную работу и находить собственные ошибки. Иногда их сложно заметить, а иногда хочется намеренно скрыть.
  • Во-вторых, проведение аудита без отрыва от рутинной работы затягивает проверку.
  • В-третьих, бухгалтер, у которого нет знаний о стандартных проблемах УП, едва ли проверит ее правильность и составит мнение о достоверности.

От этого варианта не стоит отказываться, если вы стеснены в средствах или просто не имеете другой возможности. Но проверка от независимых аудиторов будет куда эффективнее.

Аудиторы проверят рациональность методик учета и их соответствие законодательству. Составят аудиторское заключение со всеми недостатками УП, проблемами в ее выполнении и дадут рекомендации по устранению недочетов.

Что проверяют при аудите учетной политики

Профессиональные аудиторы проверяют УП для целей бухгалтерского учета и налогообложения. Мы расскажем, на что они обращают внимание, а вы можете попробовать повторить действия специалистов в своей организации. Проверьте, есть ли в компании следующие документы и соответствуют ли они законодательству:

  • приказ об утверждении УП;
  • рабочий план счетов;
  • формы первичных документов и внутренней отчетности;
  • правила документооборота;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • способы начисления амортизации;
  • содержание и законность изменений и дополнений в УП;
  • пояснительные записки к балансу (их нужно составлять при смене способов учета, отраженных в УП).

Кроме проверки соответствия УП отраслевым стандартам, №402-ФЗ и ПБУ 1/2008, аудитор сопоставляет документы разных учетных направлений. Это помогает найти незаконные хозяйственные операции, ведущие к налоговом и финансовым нарушениям.

Для аудита УП для целей налогообложения проверьте:

  • наличие и состав распорядительных документов;
  • соответствие сроков и форм документов требованиям закона;
  • полноту разделов УП;
  • стабильность применения УП в каждом налоговом периоде;
  • обоснованность изменений и дополнений в УП;
  • влияние применяемых методов на достоверность отчетности;
  • СВК по налоговому учету.

По заказу специалист дополнительно подготовит план мероприятий по оптимизации УП и найдет возможности для экономии, которые разрешены НК РФ.

Типичные нарушения в учетной политике

При проверках УП чаще всего встречаются следующие нарушения:

  1. В УП не утвержден порядок внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни.
  2. В УП не утверждены приложения: рабочий план счетов, порядок инвентаризации, формы первичных документов, способы оценки, порядок документооборота и т.д.
  3. Не утвержден порядок определения стоимости арендованных основных средств, при том что в договоре аренды он тоже не указан.
  4. Не раскрыто положение о порядке проверки на обесценивание финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость.
  5. Не утвержден порядок и методика создания резерва по сомнительным долгам.
  6. Не утвержден порядок формирования резерва под снижение стоимости материальных запасов.
  7. Не утвержден метод расчета текущего налога на прибыль.
  8. Не утвержден показатель существенности для детализации статей бухотчетности.

Встречаются и другие нарушения. Поэтому проверкой лишь этих направлений ограничиваться не стоит.

В сервисе Контур.Бухгалтерия есть образцы учетной политики для разных систем налогообложения, которые полностью соответствуют актуальному законодательству. Ведите учет, платите зарплату, начисляйте налоги и взносы в нашем сервисе. Дарим всем новым пользователям две бесплатных недели работы в бухгалтерии.

Учетная политика — это индивидуальный документ, и нет единой рекомендованной УП, которая бы подошла всем. Порядок учета зависит от системы налогообложения, вида деятельности компании. Например, у торговых и производственных организаций в политике будут существенные отличия. В этой статье расскажем, какие моменты обязательно нужно отразить в учетной политике для производства.

Учетная политика задает алгоритм и правила решения задач в бухгалтерии и налогообложении. Она нужна бизнесу даже на УСН. В статье расскажем, как составить и утвердить учетную политику и какие положения отразить в ней для системы УСН «Доходы минус расходы».

Вести бухучет обязаны все юрлица даже на УСН. От ведения учета на упрощенке освобождены только предприниматели. Поэтому упрощенцам все же придется утверждать учетную политику. Как ее составить и зачем она нужна, разберем в статье.

Источник: https://www.B-Kontur.ru/enquiry/690-audit-uchetnoy-politiki

Аудит организации учетной политики, бухгалтерского учета и внутреннего контроля

Аудит учетной политики организации

Замечание 1

Аудит организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятия имеет целью знакомство с системой, которая включает исследование, анализ и оценку информации об учетной политике и базовых принципах ведения и организации бухучета и документооборота.

Эта цель призвана решить несколько важных задач, сущность которых состоит в изучении, оценке и анализе определенных аспектов хозяйственной деятельности проверяемых лиц или субъектов. Так, объектами проверки могут являться:

  • учетная политика и обязательные принципы ведения бухучета;
  • структура управления и организации подразделений, отвечающих за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности;
  • обязанности и полномочия сотрудников, которые участвуют в ведении учета, в том числе их распределение;
  • подготовка, оборот и хранение документов, с помощью которых происходит отражение хозяйственных операций;
  • отражение хозяйственных операций посредством регистров учета, включая формы и методы обобщения данных;
  • подготовка периодической бухгалтерской отчетности с помощью данных бухгалтерского учета;
  • исследование роли и места средств вычислительной техники в ведении учета и в подготовке отчетности;
  • анализ критических сфер учета, в которых особенно высок риск возникновения ошибок или искажений;
  • изучение средств контроля, которые предусмотрены отдельными сферами системы учета.

Особенности аудита учетной политики

В процессе планирования и при непосредственном проведении проверки аудиторы должны понять систему бухгалтерского учета проверяемых субъектов экономики.

Аудиторская компания в процессе аудиторских проверок определяет степень соответствия организации системы бухгалтерского учета аудируемых экономических субъектов действующим нормативным документам. При этом в случае обнаружения нарушений, аудитор отмечает их в рабочей документации.

Систему бухгалтерского учета проверяемых лиц можно считать эффективной, когда при фиксации хозяйственных операций выполнено несколько требований:

  • учетные операции находятся в соответствии с временным периодом их осуществления;
  • фиксация операций в правильных суммах;
  • правильное отражение операций в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой;
  • обязательная фиксация деталей операций, которые имеют существенное значение для учета и отчетности;
  • ограничение возможности использовать злоупотребления.

Аудит организации начинается со знакомства с внутренними документами проверяемых экономических субъектов. Проверке подвергается вся документация, которая касается организации, постановки и ведения бухучета.

Далее аудитор определяет, соответствует ли реальное положение положениям перечисленных документов.

В некоторых ситуациях для такой сверки рекомендуют отследить движение отдельных сумм в учете, начиная от первичных документов и заканчивая их вкладом в отчетные документы.

Система бухгалтерского учета экономического субъекта в нашей стране рассматривается на 4 уровнях регулирования. Из них самым важным можно считать самый низший (четвертый) уровень для экономических субъектов. Он определяет учетную политику в методическом, технических и организационных аспектах.

Определение 1

Учетная политика представлена совокупностью способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов работы предприятия).

Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики начинается с проверки соблюдения учетной политики, что предшествует всем остальным этапам аудиторской проверки. В первую очередь аудитор определяет наличие приказа по учетной политике.

Учетная политика в своих основных положениях затрагивает соответствующие аудиторские документы, включая правила (стандарты) аудиторской деятельности, имеющие прямые ссылки на учетную политику.

Данные ссылки есть в более десяти действующих правилах (стандартах), в числе которых «Планирование аудита», «Аналитические процедуры», «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», «Понимание деятельности экономического субъекта».

ОСновной задачей аудитора является анализ и оценка элементов учетной политики и отражение их в аналитической части заключения.

Опиши задание

Элементы учетной политики

Основные элементы учетной политики включают методическую, техническую и организационную часть.

Методические элементы включают в свой состав:

  • способы амортизации основных фондов, НМА, спецодежды и инвентаря;
  • отнесение объектов, которые ранее числились в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов, в состав основных средств и материалов;
  • оценка запасов производства в соответствии с фактической себестоимостью;
  • оценка готовых изделий по нескольким видам себестоимости (фактическая, нормативная, плановая и производственная, а также по прямым статьям затрат);
  • оценка по фактической и нормативной себестоимости незавершенного производства, а также по прямым статьям затрат, по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, по фактически произведенным затратам;
  • процесс списания расходов будущих периодов в том периоде, к которому их можно отнести (осуществляется равномерно, пропорционально производственному объему);
  • формирование резервов предстоящих платежей и расходов;
  • группировка и списание производственных затрат в соответствии со статьями калькуляции, видами изделий, распределению накладных (косвенных) затрат;
  • признание реализационной прибыли;
  • формирование резерва по сомнительным долгам, представляющих собой фонды специального назначения.

Технические элементы включают в свой состав следующие:

  • рабочие планы счетов;
  • формы бухучета;
  • средства учет ремонта основных фондов;
  • аналитический учет перемещения ТМЦ, включая использование оперативно-бухгалтерского и карточно-документационного метода;
  • списание материалов в соответствии с себестоимостью единицы запасов, средней себестоимость, методом ФИФО;
  • учет производства готовых изделий на счету 40 «Выпуск продукции, работ, услуг» или без него;
  • должный учет производственных затрат и калькулирование себестоимости по нормативному, позаказному, попередельному методу;
  • основа распределения косвенных расходов;
  • сводный учет финансовых издержек на выпуск продукции (изделия, группы изделий, заказы, попроцессный метод калькулирования);
  • проведение инвентаризаций.

Организационные элементы включают:

  • организационную форму бухгалтерского отдела;
  • постановку подразделений на отдельный баланс;
  • внутрипроизводственный контроль.

Замечание 2

После того, как была проведена аудиторская проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики субъекта, аудитором формулируется аудиторское свидетельство в качестве раздела аудиторского заключения. Оно включает результаты знакомства аудитора с системой бухучета, оценку учетной политики, принципов ведения и организации бухучета и документооборота.

Аудитор подготавливает организационную структуру подразделения, которое отвечает за ведение учета и подготовку отчетности в бухгалтерии, распределение полномочий и обязанностей между сотрудниками, которые участвуют в ведении учета и формировании отчетности.

Аудитором излагается порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета. Он формирует методы обобщения данных, правила подготовки периодической отчетности с помощью показателей бухгалтерского учета, определяет критические участки, где риск проявления ошибок в бухгалтерской отчетности является особенно высоким.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/buhgalterskij-uchet-i-audit/audit/audit-organizatsii-uchetnoj-politiki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.