Бюджетный кодекс РФ 2020 последняя редакция с комментариями

Чего ждать от нового Бюджетного кодекса: обзор проекта

Бюджетный кодекс РФ 2020 последняя редакция с комментариями

Минфин подготовил проект новой редакции Бюджетного кодекса РФ, большая часть поправок которого носит юридико-технический характер. В частности, это выражается в изменении структуры кодекса, уточнении понятий, устранении внутренних противоречий и неточностей. Далее обо всем по порядку.

Когда начнет действовать

Ожидается, что новый кодекс будут применять с 2019 года при подготовке проектов бюджетов на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов, а в части исполнения бюджетов — с 1 января 2020 года.

Как изменится структура

Основной идеей подготовки проекта является консолидация в единую систему принятых за последнее время федеральных законов, регулирующих бюджетные правоотношения. За 17 лет их было принято более 130.

Новая структура позволит не только систематизировать эти многочисленные изменения, но и сделает кодекс удобным в применении. Решено отказаться от деления кодекса на части. Будет 9 разделов и 33 главы.

Структура претерпит следующие изменения:

  • введут отдельную главу об информационном обеспечении бюджетного процесса;
  • предусмотрят отдельную главу в части публичных обязательств, на основе которых осуществляется формирование расходов бюджета;
  • в разделе о сбалансированности бюджетов соберут положения по источникам финансирования бюджетов, заимствованиям, эмиссии и обращению государственных ценных бумаг, управлению долгом, формированию Фонда национального благосостояния и Резервного фонда субъекта РФ и управлению ими;
  • выделят раздел о планировании бюджета;
  • раздел об исполнении бюджета дополнят новыми главами об использовании предоставленных из бюджета средств получателями, казначейском обслуживании, едином казначейском счете, бюджетных платежах и системе казначейских платежей;
  • раздел об учете и отчетности дополнят главой об отчетности о государственных (муниципальных) финансах;
  • вопросы бюджетного контроля и привлечения к ответственности за бюджетные нарушения урегулируют в IX разделе;

Кроме того, по всем разделам распределят положения о бюджетах государственных внебюджетных (социальных) фондов для их полного учета в бюджетном процессе.

Как обновится терминология

В новом кодексе закрепят определения:

  • получатель средств из бюджета — требуется, чтобы обобщить неучастников бюджетного процесса, которым предоставляются средства из бюджета;
  • публичное обязательство — позволит разграничить обязанность государства предоставлять средства, которая может не привести к формированию расходов и может быть связана с исполнением долговых обязательств;
  • лимит долгосрочных договорных обязательств — необходимо, чтобы учитывать обязательства, которые выходят за пределы периода действия бюджета;
  • казначейское обслуживание, единый казначейский счет, казначейский счет, временно свободные средства — призвано обеспечить концепцию единого казначейского счета и системы бюджетных платежей.

Будут исключены определения некоторых понятий:

  • собственные доходы;
  • межбюджетные отношения.

Заменят термины, приведенные в таблице ниже:

Действующий терминНовый термин
Главный распорядитель бюджетных средствГлавный распорядитель расходов бюджета
Распорядитель бюджетных средствРаспорядитель расходов бюджета
Получатель бюджетных средствАдминистратор расходов бюджета
Источник финансирования дефицита бюджетаИсточник финансирования бюджета
Кассовое обслуживаниеКазначейское обслуживание

Как изменятся бюджетные правоотношения

Сейчас бюджетные и автономные учреждения обладают только отдельными бюджетными правами и обязанностями.

И хотя они не относятся к участникам бюджетного процесса, они активно задействованы в функционировании системы государственного и муниципального управления.

В связи с этим отдельные нормы бюджетного законодательства, касающиеся деятельности бюджетных и автономных учреждений, включены в состав положений проекта, например следующих:

  • об особенностях осуществления расходов, в том числе о взыскании неиспользованных остатков;
  • отчетности.

Что нового в доходах и расходах

Предложен новый принцип распределения доходов бюджета, а также урегулированы вопросы зачисления в доход бюджета отдельных видов платежей (прежде всего это касается штрафов, неустоек, пеней). Такой подход позволяет:

  • определять бюджет, в который должен поступить платеж, даже если в законодательстве отсутствует норматив его распределения;
  • сократить количество потенциальных изменений в части доходов;
  • обеспечить единство в описании положений о доходах и расходах бюджетов.

Действующий Бюджетный кодекс не позволяет разграничивать виды обязательств, исходя из основания их возникновения и стадии (этапа) их исполнения. В новом кодексе уточнят, что обязательства публично-правового образования независимо от основания возникновения будут публичными.

В расходной части бюджетов предусмотрят разделение публичных обязательств на две категории:

  • нормативно-правовые обязательства, возникшие из закона или иного нормативного правового акта,
  • договорные обязательства, возникшие из соглашения сторон.

Также предлагают создать более стройную правовую основу для планирования расходов бюджета:

Источник: http://ric264.ru/press/chego-zhdat-ot-novogo-byudzhetnogo-kodeksa-obzor-proekta

Основные изменения Бюджетного кодекса в части контроля

Бюджетный кодекс РФ 2020 последняя редакция с комментариями

Андрей Евгеньевич РУДЕНКО, старший аналитик ООО «Центр исследования бюджетных отношений»

26 июля 2019 года вышел Федеральный закон № 199‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита». Документ стал очередным шагом на пути реформирования внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

• Удостоверение о повышении квалификации

• Удобное обучение безотрыва от работы

• Успейте забронировать скидку

Узнать больше

о программах

По нашему мнению, самые главные и принципиальные изменения, внесенные Федеральным законом № 199‑ФЗ, относятся к статье 160.2-1 БК РФ.

Во-первых, изменено ее название: «Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита».

Это изменение связано с тем, что внутренний финансовый аудит (ВФА) будут осуществлять и получатели бюджетных средств (ПБС).

Во-вторых, осуществление внутреннего финансового контроля (ВФК) исключено из бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) бюджетных средств (ГА(А)БС).

Такое изменение позволит снизить излишнюю заформализованность, присущую в настоящее время ВФК, а руководители ГА(А)БС смогут действовать более свободно и использовать данный управленческий инструмент с большей эффективностью.

В-третьих, в пункте 1 дано определение ВФА. Ранее оно сформулировано не было.

«Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета:

1) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее — администратор бюджетных средств), главного администратора бюджетных средств, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;

2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;

3) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента».

В-четвертых, в подпункте 1 пункта 2 косвенно дано определение ВФК: «Внутренний процесс ГА(А)БС, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий».

В-пятых, администраторам бюджетных средств предоставлено право передать полномочия по осуществлению ВФА главному администратору бюджетных средств или другому администратору бюджетных средств.

В-шестых, с 1 января 2020 года вводятся федеральные стандарты осуществления ВФА, таким образом, должны быть отменены постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 года № 193 и аналогичные постановления на региональном и местном уровнях.

В-седьмых, предполагается, что ГА(А)БС получат возможность самостоятельно определять порядок осуществления ВФК.

При этом в соответствии со статьей 165 БК РФ за Минфином России оставлено полномочие по методическому обеспечению осуществления внутреннего финансового контроля, что оставляет открытым вопрос о том, в каком виде это будет реализовано и как это повлияет на осуществление ВФК внутри ГА(А)БС.

В-восьмых, введена обязанность проведения мониторинга качества финансового менеджмента финансовыми органами (органами управления государственными внебюджетными фондами), ГАБС (пункт 6 статьи 160.2.-1 БК РФ). Обращаем внимание, что в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 6 статьи 160.

2-1 БК РФ порядок проведения мониторинга определяет самостоятельно тот, кто его проводит. При этом в соответствии с абзацем 40 статьи 165 БК РФ Минфин России осуществляет нормативное и методическое обеспечение проведения мониторинга качества финансового менеджмента.

Возникает вопрос: если этот процесс нормативно будет регулировать Минфин России, то по каким правилам — регулятора или определенным самостоятельно — будет в итоге осуществляться мониторинг качества финансового менеджмента? Кроме того, стоит отметить, что появилась обязанность по осуществлению данного мониторинга, но определения, что такое финансовый менеджмент в государственном секторе, до сих пор нет.

ВФА — предмет интереса Федерального казначейства

Одним из принципиальных изменений является исключение из состава полномочий региональных и муниципальных органов финансового контроля проведения анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств ВФА.

В соответствии с пунктом 4 статьи 157 БК РФ теперь такой анализ проводит исключительно Федеральное казначейство.

С одной стороны, положительным моментом является то, что все будут оцениваться по единым правилам, а с другой — насколько методики анализа, которые Федеральное казначейство использует, действительно отражают реальную картину? Действующие методики, размещенные на сайте Федерального казначейства, основаны на формальном подходе.

Так, например, в докладе Федерального казначейства[1] отмечено: «Ведомственные правовые акты, регламентирующие организацию и осуществление ВФА, утверждены 88 главными администраторами (99%, что на 4% больше по сравнению с 2017 годом)»[2].

«ВФА на основании ведомственных правовых актов осуществлялся 80 главными администраторами (90%, что на 1% больше по сравнению с 2017 годом)»[3]. Как видно из этих и остальных формулировок показателей, в ходе оценки рассматриваются только процедурные вопросы.

Кроме того, остается открытым вопрос: готово ли Федеральное казначейство к такой масштабной работе? В настоящее время ведомство проводит анализ осуществления ВФА в отношении 100 ГАБС федерального уровня, а добавятся еще региональные (порядка двух тысяч) и местные (порядка 20 тысяч), в итоге это десятки тысяч ГАБС.

Еще одним важным изменением является то, что Минфин России будет нормативно и методически обеспечивать не только осуществление ВФА, но и анализ его проведения. Возможно, это позволит снизить заформализованность анализа и интерпретации его результатов.

Вопросы, не связанные с контролем

Отдельно стоит обратить внимание на вопросы, не связанные с контролем. Так, например, из БК РФ исключен пункт 3.1 статьи 158.

Тем самым главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств (ГР(Р)БС) лишился права передавать подведомственным ПБС свои бюджетные полномочия получателя, а также передавать полномочия получателя от одного ПБС другому ПБС, находящимся в его введении (пункт 2 статьи 162 БК РФ также исключен).

Изменен и пункт 10.1 статьи 161 БК РФ. В соответствии с новой редакцией данного пункта казенные учреждения должны согласовывать со своими ГРБС передачу полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

Следующая новация. Теперь в соответствии со статьей 165 БК РФ Минфин России устанавливает порядок составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений.

Вывод

Такие инструменты, как внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит, существуют в бюджетном законодательстве уже более пять лет.

За это время в данной сфере естественно назрели изменения, и вот наконец-то они состоялись.

Исключение ВФК из бюджетных полномочий является важным шагом на пути становления эффективной системы внутреннего контроля в организациях государственного сектора, основанной на системе управления рисками.

[1] Доклад о результатах осуществления главными администраторами средств федерального бюджета в 2018 году внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита roskazna.ru/upload/iblock/3f5/doklad.pdf.

[2] Пункт 2 раздела 1.2 «Обобщенные результаты анализа осуществления главными администраторами ВФА», с. 9, roskazna.ru/upload/iblock/3f5/doklad.pdf.

[3] Пункт 3 раздела 1.2 «Обобщенные результаты анализа осуществления главными администраторами ВФА», с. 9, roskazna.ru/upload/iblock/3f5/doklad.pdf.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/215946489

Бюджетный кодекс РФ

Бюджетный кодекс РФ 2020 последняя редакция с комментариями

Бюджет Российской Федерации – это собрание всех финансовых поступлений в рамках пошлин, сборов и налогов, а также дивидендов от деятельности государственных и соучередительных компаний и организаций. Бюджет во всей своей работе основывается на порядке и необходимом контроле расходов, которые устанавливает Бюджетный кодекс.

По сути, этот кодекс является документом, отражающим хозяйственную деятельность страны в вопросах федеральной финансово-кредитной политики (федеральные кредиты), и служит источником наполнения резервного фонда.

Принцип формирования бюджетов государств (и Украины (ДНР, ЛНР не в счет), и Узбекистана, и России) – правовая основа по доходным и расходным операциям (при расчете на длительную перспективу выявляют дефицит илипрофицит бюджета).

Бюджетный кодекс, что определяет, над чем устанавливает контроль: общая характеристика

Он определяет сущность законодательства и его эффективность/неэффективность в вопросах пополнения и траты финансовых средств с учетом авансовых платежей и долговых обязательств.

В фундаментальном отношении в кодексе обозначены отрицательные и положительные трансферты, критерии их определения и общее деление бюджета на внешний (государственный долг) и внутренний (складывается из бюджетов всех уровней – федерального, регионального и местного).

Контроль за пополнением и тратами возложен на Счетную палату (частично этим ведает ФНС и Министерство экономического развития).

В России вопросы местных и региональных бюджетов решаются на соответствующем уровне, кроме случаев получения субсидий, учреждения премий и грантов.

Работа внебюджетных организаций тоже завязана на этом законодательном акте, потому что финансирование их спонсорскими взносами отражается на собираемости налогов (спонсорская помощь льготируется в виде уменьшенных отчислений налоговых сборов).

Когда вступил в действие, краткое содержание?

В силу БК РФ вступил еще в июле 1998-го года. В самой первой редакции большинство современных понятий отсутствовали, но из года в год редакции содержали главы и статьи о нецелевом использовании средств, полномочиях президента и правительства в бюджетной деятельности.

Кодекс состоит из нескольких разделов, каждый из которых содержит главы с последующим делением на статьи. Каждый из представленных разделов объясняет положения, связанные с полномочиями отдельных государственных органов в бюджетной сфере. Доход бюджета и его отдельные составляющие (бюджеты регионов и отдельных поселений) прописаны в процентном соотношении поступлений и трат.

Возникла проблема? Позвоните юристу:

+7 (499) 703-46-28 – Москва, Московская область
+7 (812) 309-76-23 – Санкт-Петербург, Ленинградская область

Звонок бесплатный!

Самое главное положение – это последовательность приходно-расходных операций, в которой отдельным пунктом выделено, что государственный бюджет является гарантом для госслужащих, разных МУПов и всех «бюджетников». Следовательно становится ясно, что ответственность за нарушения в данной области берет на себя государство.

Расходование средств, как отдельная глава, представляет собой множество схем и таблиц, рассчитанных еще до принятия бюджета правительством – это делается для наиболее удобной и быстрой корректировки (если того требует экономическая ситуация).

Новое в бюджетном кодексе с 2016 года: изменения

Главы бюджетного кодекса Российской Федерации отличаются фундаментальностью и единством трактования положений и ситуаций. С изменениями и дополнениями, внесенными в 2016-ом году можно познакомиться на официальном сайте, но в общем они коснулись:

  • особенностей правового положения казенных учреждений;
  • реестра закупок (для субъектов и городов федерального подчинения, таких как: Москва, СПб и Севастополь, ужесточился контроль);
  • субсидирование юридических и физических лиц (здесь изменения происходят постоянно вместе с пересмотром минимальных пенсий, зарплат и показателей прожиточного минимума).

161 статья бюджетного кодекса РФ

В статье 161 Бюджетного кодекса говорится о перечне действий по учреждению и ведению деятельности казенных организаций (по сути – казначейств). В статье описаны все возможные виды деятельности для учреждения, а также правила ведения финансовой деятельности.

Естественно, что здесь же выделена вся отчетность по каждой из проводимых операций (бланки и формы утверждены в едином варианте на всей территории страны).

Статья 73, 78, 272

Положения, касающиеся госзакупок, контролируются несколькими официальными и общественно-политическими организациями, поэтому теперь растраты должны снизиться в разы. Субсидии, оформляемые юридическим и физическим лицам, теперь должны соответствовать не только ГОСТу, но и четким математическим требованиям (согласно налоговой отчетности и справок НДФЛ).

272-я статья с начала 2008-го года утратила силу, так как положения о контроле перераспределились между ведомствами и органами исполнительной власти, войдя по частям в разные главы.

Источник: http://pfgfx.ru/pravo/byudzhetnyj-kodeks-rf-2.html

Бюджетный кодекс РФ последняя редакция с ми – 2020, скачать

Бюджетный кодекс РФ 2020 последняя редакция с комментариями

Во многом именно благодаря бюджетному кодексу функционирует государство, строятся дороги, больницы, школы и др. Этот документ определяет для государства правила распределения и распоряжения деньгами.

Ему подчиняются государственные учреждения всех уровней. От самых небольших и провинциальных государственных учреждений до огромных федеральных министерств. В этой статье будет разобрано, для чего принимался кодекс и как он изменился за последнее время.

Общие сведения

Бюджетный кодекс Российской федерации (БК РФ) является кодифицированным законом, который определяет правила поведения в бюджетной сфере. Документ был принят и начал действовать в середине 1998 года. В нем написаны правила, которые используются для составления и принятия бюджетов в России. Начиная от городских и областных, заканчивая федеральным.

Как и многие остальные кодексы, Бюджетный кодекс Российской Федерации является главным документом в своей отрасли. То есть законы, которые принимаются в России должны соответствовать ему, в противном случае они могут быть отменены в судебном порядке.

Из чего состоит

В самом кодексе можно увидеть определённую структуру. Она состоит из пяти частей, 10 разделов, 30 глав, 307 статей.

  • В первой части дается определение общих терминов, которые относятся к регулированию бюджета. В также можно узнать, какие отношения регулируют кодекс непосредственно. Первая часть включает в себя 2 главы и 9 статей;
  • Во второй части рассказывается о бюджетной системе в России. А именно то, каким образом она устроена, какие элементы входят в нее, а какие – нет. Во второй части находится четыре раздела, 16 глав и 141 статья.
  • В третьей части говорится о бюджетном процессе. В ней рассказывается о правомочиях участников данного процесса. Кроме того, описывается процедура создания проектов бюджета, их рассмотрения в законодательных органах, последующее принятие, а также внесение поправок. В третьей части можно обнаружить шесть разделов, 10 глав и 122 статьи;
  • В четвертой части перечислены виды правонарушений бюджетного законодательства. А также описаны методы для понуждения исполнения бюджетных правил. В четвертой части расположены три главы и 25 статей;
  • Пятая часть является последней. В ней лишь говорится о введении бюджетного кодекса в действие;

Кому и зачем необходим

Знание Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимо для тех людей, которые работают в бюджетной сфере. А именно составляют, распределяют, исполняют, принимают и управляют бюджетом.

Например, депутаты любых парламентов, сотрудники муниципальных или региональных администраций. А также для тех, кто проверяет законность и правильность исполнения бюджета. Например, сотрудники прокуратуры или счетной палаты.

Для тех, кто в подобных сферах никаким образом не занят, будет достаточно общих знаний о бюджетном законодательстве.

Последняя редакция бюджетного кодекса         

С 2020 года в Бюджетном кодексе Российской Федерации начали действовать 43 поправки. Они затронули финансовый контроль, права министерства финансов, а также порядок и причины для выплаты денег местным бюджетам.

Важное изменение произошло в сфере государственных закупок. Теперь инициатор госконтракта может подписывать договор во время уточнения денежных лимитов для приведения их в соответствие с бюджетом. Ранее делать этого было нельзя.

Кроме того, теперь определен момент, когда учреждение считается не выполнившим государственное задание. Это будет учитываться, если оно превысит или наоборот не дотянет до разрешенных отклонений технического задания. Теперь учитываться будут исключительно характеристики, которые обозначают качество и объем работ.

На 2020 год были отменены ведомственные перечни госзаданий. Теперь для публикации такого задания нужно использовать общероссийский список госуслуг и работ.

Кроме того. теперь по-новому начали перераспределять остатки бюджетных денег, которые оказались не потраченными на конец года. Так, неистраченные средства, предназначавшиеся на перевод для регионального бюджета, будут отправляться в резервный фонд Правительства. Неиспользованные субсидии для юрлиц будут переводится на следующий год с той же целью.

Также стал строже контроль за исполнением норм БК РФ.

Теперь распределители денег при подписании договоров о выдачи субсидий должны прописывать в этих документах процедуру осуществления финансового контроля.

Такие меры в настоящее время нужны теперь не исключительно для проверки деятельности получателя денег, но для контроля за распределителем. Таким образом, контролирующие ведомства должны проверять:

  • исполнение договора на выдачу субсидий;
  • документы, которые подписаны для исполнения вышеуказанных соглашений;

Теперь под контроль попадут не только физлица и юрлица, но еще и индивидуальные предприниматели, а также выигравшие господряд государственные компании.

Поправки затронули не только способы распоряжения субсидиями из федерального бюджета, но еще и межбюджетные трансферты. Появились новые договоры для дотационных областей, краев и республик. Это означает, что данные изменения затронут те субъекты, которые получали большую денежную поддержку от государство – более 40% от их бюджета в течение двух лет за прошедший трехлетний период.

Попавшим под этот критерий субъектам предложат заключить новый договор, предусматривающий способы развития и обогащения региона. Сами договоры будет разрабатываться правительство России.

Межбюджетные трансферты теперь выделяются по-другому. В регионы они будут поступать в виде денежных переводов с целевым назначением. Денежные суммы будут ограничены.

В июне 2020 года были приняты очередные поправки к бюджетному кодексу. Были внесены изменения, которые относятся к исполнению решений суда, предусматривающих обращения взыскания на бюджетные деньги.

Кроме того, правительству Российской Федерации дали полномочия направлять остатки денег в Пенсионный фонд России под условие, что последний вернет их до конца года. Это было сделано для исключения временного кассового разрыва.

Источник: https://iskhouse.ru/bjudzhetnyj-kodeks-rf-poslednjaja-redakcija-s-kommentarijami/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.