Что такое социальное партнерство в сфере труда

Содержание

Социальное партнёрство в сфере труда – сущность, особенности, принципы

Что такое социальное партнерство в сфере труда

— Организация бизнеса — Кадры — Социальное партнерство

Понятие социального партнерства в сфере труда, его формы и принципы являются основополагающими для формирования всех трудовых взаимоотношений.

Социальное партнерство – это система взаимоотношений между потребителем трудовой функции в виде работодателя и непосредственным её исполнителем в виде сотрудника, которые и являются основными сторонами взаимоотношений, несущими ответственность друг перед другом.

Третью сторону социального партнерства представляют отдельные независимые органы и государство, обеспечивающие защиту интересов каждого из участников этих отношений.

Социальное партнерство – общие принципы и законодательное регулирование

Понятие соцпартнерства зародилось в начале 20-го века, когда развитие общества и экономики стало свидетельствовать о необходимости защиты интересов всех сторон трудовых взаимоотношений, а не только непосредственных работодателей и предпринимателей. Институты такового партнерства стали развиваться с появлением первых профсоюзов рабочих и впоследствии нашли применение во многих мировых государствах. Понятие соцпартнерства сейчас определяется следующим образом:

Социальное партнерство – это система взаимоотношений всех сторон трудовой деятельности, включающая работодателей, трудящихся и государство. Главной целью его является обеспечение трудящихся определенными гарантиями.

Не все мировые государства используют соцпартнёрство в качестве основополагающих принципов реализации трудовых взаимоотношений в полной мере.

Однако, даже США, где вопрос трудовых взаимоотношений решается в преимущественно политической сфере, реализует большинство практических принципов соцпартнерства, так как государство регулирует сферу труда в любом случае.

Фактически же в качестве юридической базы соцпартнерства в мире выступило создание Международной организации труда – МОТ, в основе которой и были документально заложены принципы трехстороннего участия в труде государства, сотрудников и работодателей.

Данный принцип называется трипартизмом. Социальное партнерство в сфере труда базируется на ряде международных документов, к которым можно отнести следующие рекомендации и конвенции МОТ:

  • Конвенция №98, принятая в 1949 году.
  • Рек. №91 от 1952 г.
  • Рек. №94 от 1952 г.
  • Рек. №113 от 1960 г.
  • Рек. №149 от 1975 г.
  • Рек. №152 от 1976 г.
  • Рек. №151 от 1978 г.
  • Рек. №159 от 1978 г.
  • Конвенция №154 от 1981 г.
  • Рек. №163 от 1981 г.

Вышеозначенные документы в полной мере приняты и ратифицированы РФ, и именно на основании международного законодательства было сформировано российское национальное трудовое законодательство. Так, следует первоочередно обратить внимание на Указ Президента РСФСР №212 от 15.11.1991.

Данный указ Президента, хоть на текущий момент и утратил свою юридическую силу, но заложил основные современные принципы соцпартнерства на территории России.

На текущий момент правовое регулирование данного аспекта трудовых взаимоотношений обеспечивается преимущественно нормативными положениями Трудового кодекса, к которым можно отнести:

  • Раздел II в целом. данного раздела так или иначе, но посвящены непосредственно соцпартнёрству в России. Далее будут рассмотрены ключевые документы данного раздела.
  • Ст.23. Данная статья предоставляет определение термина «социальное партнерство» в качестве системы взаимоотношений работодателей, сотрудников, органов власти и местного самоуправления.
  • Ст.24. В означенной статье устанавливаются основополагающие принципы партнёрства.
  • Ст.25. Её положения определяют стороны социального партнёрства.
  • Ст.26. В означенной статье регулируются уровни социального партнёрства.
  • Ст.27. В ней регламентируются возможные формы социального партнёрства.
  • Ст.35. Она устанавливает органы социального партнёрства.
  • Ст.54. Её нормативами регулируется ответственность сторон социального партнёрства за уклонение от необходимых мероприятий.
  • Ст.55. Данной статьей регламентируется ответственность сторон соцпартнёрства за нарушение действующих его принципов.

Соцпартнёрство является, в первую очередь, базовым теоретическим термином, характеризующим трудовые взаимоотношения, а не каким-либо обособленным видом взаимоотношений.

Принципы социального партнёрства

Социальное партнёрство в сфере труда основывается на определенных принципах, являющихся основными и необходимыми для соблюдения всеми сторонами взаимоотношений. Базируются в России они на положениях вышеозначенной статьи 24 Трудового кодекса. Согласно ей, принципы социального партнёрства являются следующими:

  • Равноправие. Данный принцип предусматривает равенство всех сторон соцпартнерства с административной точки зрения.
  • Уважение и учет интересов. Под этим подразумевается поиск компромиссных решений, а не тех, которые будут актуальны лишь для одного из участников
  • Заинтересованность. Стороны должны фактически быть заинтересованы во взаимоотношениях.
  • Государственное содействие. Органы власти должны содействовать активному развитию и укреплению соцпартнёрства.
  • Законность. Главенство права над иными принципами партнёрства является основополагающим.
  • Полномочность. Лица, представляющие интересы каждой из сторон должны обладать всеми предусмотренными законом полномочиями и быть законно назначенными.
  • Свобода выбора. Участники взаимоотношений должны быть вправе свободно обсуждать друг с другом любые вопросы, касающиеся сферы труда.
  • Добровольность. Принятие определенных обязательств любой из сторон должно происходить исключительно добровольно, и каждая сторона должна иметь возможность отказаться от такового принятия.
  • Реальность. Все принимаемые обязательства любой из сторон должны быть фактически исполнимыми.
  • Обязательность.  Все заключенные в рамках соцпартнёрства соглашения и договоры должны выполняться в обязательном порядке.
  • Контроль. Стороны должны иметь возможность контроля действий друг друга по выполнению обязательств.
  • Ответственность. Стороны несут ответственность за свои действия и заключенные документы.

Уровни, формы и органы социального партнерства

Соцпартнёрство в России имеет несколько уровней, на которых обеспечивается как реализация его принципов, так и непосредственное правовое регулирование трудовых взаимоотношений. При этом для нижестоящих уровней является обязательным соблюдение всех вышестоящих нормативов. К уровням социального партнёрства относят:

  • Федеральный. Это – нормативы и правовые принципы, действующие на всей территории РФ.
  • Межрегиональный. Этот уровень соцпартнёрства предполагает участие в формировании взаимоотношений нескольких субъектов РФ.
  • Региональный. На данном уровне решения принимаются и влияют в рамках одного субъекта федерации.
  • Отраслевой. Этот уровень является обособленным и регламентирует взаимоотношения в отдельных отраслях, в том числе на территории всех субъектов РФ.
  • Территориальный. Данным уровнем регулируются взаимоотношения в пределах одного муниципального образования.
  • Локальный. На предприятиях и отдельных субъектах хозяйствования также могут действовать свои принципы соцпартнерства, при условии соблюдения всех требований, регламентированных на вышестоящих уровнях.

Практическая же реализация принципов соцпартнерства имеет следующие формы:

  • Коллективные переговоры. Стороны соцпартнёрства могут вести переговоры относительно оформления соглашений и коллективных договоров.
  • Взаимные консультации. В рамках соцпартнёрства могут обсуждаться сами трудовые взаимоотношения, гарантии, получаемые сторонами, а также возможные изменения в механизмы регулирования труда, в том числе и законодательные.
  • Участие трудящихся в управлении. Сотрудники имеют возможность получать определенную административную власть в рамках организации.
  • Участие представителей сторон в спорах. Трудовые споры могут разрешаться в соцпартнерстве при участии непосредственных сторон трудовых взаимоотношений.

Важнейшим из практических инструментов, благодаря которым реализуется соцпартнёрство, является коллективный договор.

Основными же органами социального партнёрства в Российской Федерации всегда выступают комиссии по регулированию социально-трудовых взаимоотношений, которые также могут формироваться на различных вышеозначенных уровнях. (10 голос., 4,60 из 5)
Загрузка…

Источник: https://sovetkadrovika.ru/organizaciya-biznesa/sotsialnoe-partnerstvo.html

Что такое социальное партнерство – Статьи газеты «Солидарность»

Что такое социальное партнерство в сфере труда

Заключительная глава книги Елены Косаковской раскрывает тему социального партнерства. Сначала основное: что это за партнерство, на каких принципах основано, кто и на каких уровнях в нем участвует.

Продолжение. Начало в №№ 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 , 44, 45, 46, 48, 2018;
№ 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 2019

Понятие “социальное партнерство” (II раздел ТК РФ)

Социальное партнерство в сфере труда – система отношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Принципы социального партнерства

Одна из основных задач трудового законодательства – создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства (ст. 1 ТК РФ).

Среди основных принципов правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений (далее – трудовые отношения) есть такие (ст.

2 ТК РФ): обеспечение права работников участвовать в управлении организацией; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений; социальное партнерство, включающее право работников, работодателей, их объединений участвовать в договорном регулировании трудовых отношений.

Из системы норм статей 1, 2, 23 ТК РФ следует, что соцпартнерству как инструменту согласования интересов сторон государство отводит ключевую роль. Об этом свидетельствуют и основные принципы соцпартнерства, а именно (ст. 24 ТК РФ):

– равноправие, уважение и учет интересов сторон, заинтересованность в участии в договорных отношениях;

– содействие государства в укреплении и развитии соцпартнерства на демократической основе;

– соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и НПА, содержащих нормы трудового права;

– полномочность представителей сторон;

– свобода выбора при обсуждении вопросов в сфере труда;

– реальность обязательств и добровольность их принятия;

– обязательность выполнения колдоговоров, соглашений, контроль за их выполнением;

– ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине колдоговоров, соглашений.

Стороны и представители социального партнерства

Для согласования интересов стороны соцпартнерства – работники и работодатели – уполномочивают своих представителей в установленном ТК РФ порядке (ст. 25 ТК РФ).

Органы власти и органы местного самоуправления являются сторонами соцпартнерства, когда выступают работодателями, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Работников в соцпартнерстве представляют профсоюзы, их объединения, иные профорганизации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или избираемые работниками представители в предусмотренных ТК РФ случаях (ст. 29 ТК РФ).

Интересы работников в коллективных переговорах, при заключении или изменении колдоговора, контроле его выполнения, реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем – представляют первичная профорганизация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников в коллективных переговорах, при заключении или изменении соглашений и разрешении связанных с этим коллективных трудовых споров, контроле выполнения соглашений, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений – представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов, объединения их территориальных организаций.

Интересы работодателя (ст.

33 ТК РФ) в коллективных переговорах, при заключении или изменении колдоговора, рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими ФЗ и иными НПА РФ, законами и иными НПА субъектов РФ, НПА органов местного самоуправления, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

Интересы работодателей в коллективных переговорах, при заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по этому поводу, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений – представляют соответствующие объединения работодателей.

Если отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей отсутствует на всех уровнях соцпартнерства, то эти полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей – при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным ФЗ для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.

Представителями работодателей – организаций, функции учредителей которых выполняют органы исполнительной власти (федеральные или субъектов РФ), иные госорганы, органы местного самоуправления, при коллективных переговорах, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по этому поводу, контроле за выполнением соглашений, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений – также являются соответствующие органы исполнительной власти (федеральные или субъектов РФ), иные госорганы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

Уровни социального партнерства

Стороны соцпартнерства имеют право согласовывать свои интересы на разных уровнях (ст. 26 ТК РФ).

Уровни, на которых устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда: федеральный; межрегиональный – в двух и больше субъектах РФ; региональный – в субъекте РФ; отраслевой – в отрасли (отраслях); территориальный – в муниципальном образовании. Обязательства работников и работодателя в сфере труда устанавливаются на локальном уровне.

Органы социального партнерства

В главе 5 ТК РФ предусмотрено образование органов соцпартнерства по решению работников и работодателей (их представителей). Эти органы должны обеспечивать:

– регулирование социально-трудовых отношений,

– ведение коллективных переговоров и подготовку проектов колдоговоров, соглашений,

– заключение колдоговоров, соглашений,

– организацию контроля за выполнением колдоговоров, соглашений на всех уровнях социального партнерства.

Такими органами являются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон (ст. 35 ТК РФ).

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Она работает в соответствии с ФЗ от 01.05.

1999 № 92-ФЗ “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”.

Членами РТК являются по 30 представителей сторон – общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, правительства РФ.

В субъектах РФ могут образовываться

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/zaschita-prav-rabotnikov-38.html

Трудовой кодекс РФ. Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения

Что такое социальное партнерство в сфере труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 26. Уровни социального партнерства

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Источник: https://www.SuperJob.ru/trudovoj-kodeks/03-obschie-polozheniya.html

Социальное партнерство в сфере труда

Что такое социальное партнерство в сфере труда

]]>]]>

Социальное партнерство, определенное действующим законодательством, явилось новым методом современного правового регулирования труда и действенным инструментом грамотного координирования зачастую полярно противоположных интересов персонала и работодателя. Узнаем подробнее, как трактует ТК РФ этот метод, как он проявляется в реальной жизни компании и на каких положениях основывается.

Понятие социального партнерства

Ст. 23 ТК РФ так определяет этот далеко не всегда понятный термин:

Социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между сотрудниками, работодателями, органами федеральной власти и структурами местного самоуправления.

Подобная система разработана в целях достижения согласовывания и соблюдения баланса интересов двух сторон (персонала и работодателя) в сфере регулировки трудовых и всех взаимодействующих с ними отношений. Партнерами могут быть и представители обеих сторон.

В частности, интересы персонала зачастую делегируются профсоюзным организациям.

Структуры федеральной и региональной властей могут стать стороной в партнерстве лишь в исключительных случаях. К примеру, только тогда, когда выступают в качестве работодателя.

Формы социального партнерства

Проявляется социальное партнерство в разных формах.

К примеру, все изменения или предложения, выдвигаемые администрацией компании и касающиеся производственно-трудовых вопросов фирмы, обязательно обсуждаются коллективно, с непосредственным участием персонала, принимаются (или дорабатываются) и находят отражение в колдоговорах, отраслевых соглашениях и других внутренних локальных актах, регламентирующих работу предприятия и одновременно гарантирующих работникам выполнение их трудовых прав.

Итак, социальное партнерство осуществляется в форме:

  • Двухстороннего консультирования (персонал – администрация) по координированию сферы труда, обеспечению гарантий прав персонала в рамках ТК РФ;
  • Совместных (коллективных) переговоров по работе над проектами колдоговоров и соглашений, а также заключению подобных актов;
  • Участия персонала или его представителей (профсоюзов) в управлении фирмой;
  • Разрешения возникающих споров с участием обеих сторон – работодателей и персонала.

Основные принципы социального партнерства

Система социального партнерства основывается на принципах, перечисленных в ст. 24 ТК РФ. К ним относят:

  • Неукоснительное соблюдение законодательных норм и НПА, регламентирующих трудовую сферу;
  • Документированная полномочность сторон;
  • Взаимоуважение интересов сторон;
  • Равноправность сторон в инициации проведения переговоров и подписании соглашений;
  • Заинтересованность всех сторон;
  • Свободный выбор в рассмотрении условий, означенных в колдоговорах и соглашениях, т. е. запрет на любое вторжение, лимитирующее права сторон, в частности, персонала;
  • Добровольность в возложении обязательств, т. е. каждая сторона соглашается на предложенные условия на добровольной основе, без давления извне. Кстати, сторона вправе не принимать неприемлемое для себя обязательство, которое предлагает вторая сторона;
  • Реальность (т. е. возможность выполнения) принимаемых обязательств;
  • Контролирование выполнения условий колдоговоров;
  • Обязательность исполнения принятых условий соглашений;
  • Ответственность за их неисполнение.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.