Изменения в бюджетном бухучете

Содержание

Самые важные изменения в бухгалтерском учете в 2019 году

Изменения в бюджетном бухучете

Какие изменения произойдут в бухучете в 2019 году? Рассмотрим ожидаемые нововведения, которые определят ключевые правила работы бухгалтера. Расскажем, какие новшества ждут работников бухгалтерии.

Чиновники систематически меняют законы и нормативно-правовые акты. Зачастую обновления продиктованы существенными изменениями в политической и социальной жизни государства. Ведь это необходимо, чтобы нормативная база соответствовала действительности.

Большая часть изменений 2019 года касается налогового законодательства. Об этом мы подробно рассказали в специальном обзоре: «Самые важные изменения в налоговом законодательстве в 2019 году». Теперь определим, как изменится нормативная база в части бухгалтерского учета.

Итак, приготовьтесь: все изменения бухгалтерского учета 2019 года.

Новый закон — новые правила

Самый главный нормативный документ, или «Библия» для бухгалтера — это Федеральный закон №402-ФЗ «О бухучете». С января 2019 года закон будет действовать уже в новой редакции. Чиновники внесли существенные изменения, которые нельзя не учитывать в работе.

Ключевая цель изменения закона 402-ФЗ — это устранение различий между правилами ведения учета в коммерческом секторе и бюджетной сфере.

Простыми словами, законодатели стараются привести законодательную базу к такому виду, чтобы ей мог пользоваться и бухгалтер бюджетной организации, и главбух коммерческой фирмы. В настоящий момент это невозможно.

Правда, нововведения бухучета 2019 года не сильно улучшат текущее положение дел, исправлять еще очень много, но и видимые результаты уже есть.

Обратите внимание, что для приведения учета бюджетного сектора к общим нормам чиновники определили программу внедрения федеральных стандартов бухгалтерского учета.

Стандарты — это приказы Минфина, которые определяют ключевые правила и аспекты ведения БУ учреждениями государственно сектора (бюджетники). В 2018 году были введены первые 5 стандартов.

В 2019 году начинают действовать новые стандарты, подробнее о них в специальной статье: «Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета в 2019 году».

Итак, определим ключевые изменения закона № 402-ФЗ 2019:

1. Требования главного бухгалтера и оформлению первичной документации обязательны теперь для всех сотрудников организации. Дополнение закреплено в статье 9 федерального закона «Первичные документы».

Следует учитывать, что данное нововведение касается не только требований, которые предъявляет главбух, но и требований, предъявляемых иным ответственным лицом за ведение бухгалтерского учета в экономическом субъекте. Это может быть и руководитель, выполняющий функции главбуха, либо сторонний работник или даже организация, с которыми заключен договор на оказание услуг по ведению БУ и составлению отчетности.

Требования могут быть не только первички, но и к ее оформлению, а также к способам и срокам предоставления для учета и регистрации. Данные требования главбуха должны неукоснительно исполнять все работники организации.

2. Электронную документацию следует подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью. Отметим, что и ранее положения закона 402-ФЗ содержали указание на необходимость заверения электронных регистров бухучета.

Простыми словами, в старой редакции закона говорилось, что любой регистр должен быть заверен подписью ответственного лица.

Если документ оформлен в электронном виде, то его необходимо подписать электронной подписью и обеспечить его должное и надежное хранение.

Теперь же чиновники внесли изменения. Суть их такова: электронная подпись должна иметь усиленную квалифицированную защиту. В противном случае документ или регистр не будет считаться действительным.

3. Бумажная отчетность упразднена. Итак, до 2019 года все организации должны были формировать годовую отчетность. Напомним, что ранее отчетность считалась составленной только после того, как бумажный экземпляр был подписан руководителем экономического субъекта. Теперь эти правила не действуют. Причем их уже следует применять при составлении бухгалтерской отчетность за 2018 год.

Что же изменилось? С 2019 года бумажный вариант отчета не обязателен. А это значит, что организации вполне достаточно сформировать электронный бухотчет, заверить его электронной подписью. Не забываем о том, что ЭП должна быть усиленной и квалифицированной. Готовить бумажный отчет не нужно.

Однако если обязательства о предоставлении отчетности на бумаге закреплены в других нормативно-правовых актах, то придется продублировать финотчет на бумаге.

Дополнительно отметим, что чиновники закрепили право Центробанка РФ устанавливать отдельные требования, правила и стандарты бухучета, которые будут существенно отличаться от действующих положений закона.

Такие стандарты будут действовать только в отношении учреждений и организаций, подведомственных Центральному Банку России. Необходимость обусловлена существенными отличиями учета и спецификой деятельности.

Инструкции по бюджетному (бухгалтерскому) учету в 2019 году

Изменения в бюджетном бухучете

Хорошо знакомые бухгалтерам государственного сектора инструкции по бюджетному (бухгалтерскому) учету вновь претерпели изменения.

И это вполне логично: с 1 января 2019 года вступили в силу 5 очередных Федеральных стандартов, и изменился порядок применения статей (подстатей) КОСГУ. Этими актами и были приведены в соответствие бюджетные (бухгалтерские) инструкции.

А чтобы вы были “на волне” последних изменений, мы подготовили обзор обновленных Инструкций № 157н, 162н, 174н, 183н.

“Виновники” изменений

Изменения в инструкции по бюджетному (бухгалтерскому) учету были внесены следующими нормативными актами:

Каждый из перечисленных Приказов был официально опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” 30 января 2019 года.

Учитывая, что нормативные Правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней *(1) после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу, Приказы о внесении изменений в инструкции по бюджетному (бухгалтерскому) учету вступят в силу 10 февраля 2019 года.

В то же время данные Приказы и, соответственно, изменения в инструкции применяются при формировании учетной политики и показателей бюджетного (бухгалтерского) учета, начиная с 2019 года. Об этом сказано в преамбуле каждого из названных приказов.

Изменения в Инструкцию № 157н

Инструкция № 157н является “общей” и применяется учреждениями всех типов. В нее были внесены следующие интересные изменения:

1. Из Инструкции № 157н были исключены некоторые нормы, которые теперь прямо регулируются положениями вступивших в силу Федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. В нормах Инструкции № 157н, однако, остались отсылы на конкретные федеральные стандарты.

К примеру, теперь порядок формирования учетной политики регулируется исключительно Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Учетная политика, оценочные значения и ошибки” (п.

6 Инструкции № 157н). А учет операций в иностранной валюте осуществляется в рамках Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Учетная политика, оценочные значения и ошибки” (п.

13 Инструкции № 157н).

В п. 18 Инструкции № 157н осталось минимальное количество информации об исправлении ошибок. Данная операция теперь регулируется Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”.

В то же время в п. 18 обновленной Инструкции № 157н указывается на то, что бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в учете и отчетности в отдельном Журнале по прочим операциям, содержащим отметку “Исправление ошибок прошлых лет”.

2. В п. 333 Инструкции № 157н дополнен перечень примеров учитываемого на забалансовом счете 01 “Имущество, полученное в пользование” имущества, полученного учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды. Это:

  • имущество казны и иное имущество, полученное на безвозмездной основе, как вклад собственника (учредителя);
  • имущество, которым по решению собственника (учредителя) пользуется учреждение (орган власти) при выполнении возложенных на него функций (полномочий), без закрепления права оперативного управления;
  • имущество, полученное в безвозмездное пользование в силу обязанности его предоставления (получения), возникающей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
  • объекты, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления. Отметим, что ранее такой нормы не было, но специалисты финансового ведомства указывали на такой порядок отражения капитальных вложений до полученного права оперативного управления в разъяснениях (Письмо Минфина России от 11.11.2016 № 02-06-10/66367).

Этот пункт не только указывает на то, какие объекты нужно отражать на забалансовом счете 01, но и помогает принять решение о невозможности отнесения того или иного имущества к объектам учета аренды.

3. В положении Инструкции № 157н по счетам 205 00 “Расчеты по доходам”, 206 00 “Расчеты по выданным авансам”, 208 00 “Расчеты с подотчетными лицами”, 209 00 “Расчеты по ущербу и иным доходам”, 302 00 “Расчеты по принятым обязательствам” добавлен способ формирования 1-17, 24-26 разрядов номеров счетов (п. п. 199, 204, 217, 221, 256 Инструкции № 157н).

Новые счета учета

Когда появился новый порядок применения статей (подстатей) КОСГУ, утвержденный Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, многие бухгалтеры госсектора задались вопросом: на какой же счет относить те или иные доходы, расходы, для которых предусмотрены новые статьи (подстатьи) КОСГУ? Ответ на него содержится в приказах о внесении изменений в инструкции. А именно:

1. Используемые тем или иным типом учреждений государственного сектора счета приведены в Приложении № 1 к Приказу Минфина России № 162н (используется, в частности, казенными учреждениями, органами власти и местного самоуправления), Приложении № 1 к Приказу Минфина России № 174н (для бюджетных учреждений) и в Приложении № 1 к Приказу Минфина России № 183н (для автономных учреждений).

Обратите особое внимание на новые перечни счетов. Они значительно дополнены так же, как и подстатьи КОСГУ. При выборе конкретного аналитического счета учета, зная подстатью КОСГУ, не забывайте старое доброе правило: наименование аналитического счета и подстатьи КОСГУ, как правило, практически совпадают.

Итак, значительно были дополнены субсчета счетов 206 00, 208 00, 302 00. К примеру, теперь не просто появились новые счета, такие, например, как 0 302 14 00 “Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме”, соответствующий подстатье 214 “Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме ” КОСГУ, но даже счета с буквами.

Например, счет 0 302 4А 000 “Расчеты по безвозмездным перечислениям иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию”, соответствующий подстатье 24А “Безвозмездные перечисления иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию”.

Отметим, что в инструкциях по бюджетному (бухгалтерскому) учету часто указываются группировочные счета. Поэтому имейте в виду перечень возможных применяемых конкретным типом учреждений счетов и используйте их, исходя из экономического содержания операции.

2. Изменены аналитические группы синтетического счета объектов учета счета 205 00 “Расчеты по доходам” (п. 199 Инструкции № 157н). В частности:

  • по группе 10 отражаются не только расчеты по налоговым доходам, как прежде, но и по таможенным платежам и страховым взносам на обязательное социальное страхование;
  • группы 50 и 60 переименованы с учетом положений Порядка № 209н в “Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера” и “Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям капитального характера” соответственно.

3. Забалансовый счет 04 “Задолженность неплатежеспособных дебиторов” переименован в новой редакции Инструкции № 157н в “Сомнительную задолженность” (п. 339 Инструкции № 157н). И по тексту инструкции задолженность неплатежеспособных дебиторов именуют уже сомнительной. То есть в связи с изменениями произошла и смена данного понятия.

Безвозмездные поступления объектов нефинансовых активов

В целях соответствия положений Инструкций по бюджетному (бухгалтерскому) учету нормам Порядка № 209н изменились проводки по безвозмездному поступлению нефинансовых активов в учреждения, а также оприходованию неучтенных объектов по результатам инвентаризации*(2).

Обратите внимание: в некоторых бухгалтерских записях в инструкциях по бюджетному (бухгалтерскому) учету указаны группировочные коды КОСГУ, например, статья 190 “Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления” КОСГУ. Но при отражении операции в учете бухгалтеру нужно выбрать уже конкретный код КОСГУ для отражения его в 24-26 разрядах номера счета 401 10 (п. 21 Инструкции № 157н).

Анализ п. 9.9 Порядка № 209н позволяет сделать вывод, что подстатьи статьи 190 детализированы:

  • по типу передающей стороны: сектор государственного управления и организации государственного сектора, организации (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора), физические лица, нерезиденты;
  • по характеру поступлений: текущий или капитальный.

Что относится к сектору государственного управления и организациям государственного сектора, указано в п. п. 2, 5 Порядка № 209н, а с остальными типами передающей стороны все понятно.

Что относится к поступлениям капитального и текущего характера, указано в п. 7 Порядка № 209н.

В частности, вложения в основные средства, нематериальные и непроизведенные активы относятся к поступлениям капитального характера, а в материальные запасы — текущего характера.

Покажем описанное на примерах.

1. Казенное учреждение получает безвозмездно от другого казенного учреждения, подведомственного тому же ГРБС, комплект мебели. В бюджетном учете отразится следующая запись:

  • Дебет КРБ 1 101 36 310 Кредит КРБ 1 304 04 310

2. За бюджетным учреждением закрепляется на праве оперативного управления оборудование, относящееся к иному движимому имуществу. В бухгалтерском учете следует сделать следующую запись:

  • Дебет 4 101 34 310 Кредит 4 401 10 195

3. Автономному учреждению от физического лица передается в дар постельное белье. В бухгалтерском учете данный факт отразится следующей записью:

  • Дебет 2 105 35 000 Кредит 2 401 10 193

4. По результатам проведенной инвентаризации в казенном учреждении было выявлено неучтенное имущество — микроволновая печь. В бюджетном учете отразится следующая запись:

  • Дебет КРБ 1 101 36 310 Кредит КДБ 1 401 10 199

5. Бюджетному учреждению ООО безвозмездно передает компьютеры. В бухгалтерском учете отразится корреспонденция:

  • Дебет 2 101 34 310 Кредит 2 401 10 196

Итак, мы окунулись в нововведения инструкций по бюджетному (бухгалтерскому) учету. Однако, это далеко не все, что поменялось. Поэтому в последующих статьях мы будем еще не раз обращаться к интересным изменениям и разбирать их на примерах.

*(1) Согласно п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.

1996 № 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”.

*(2) Смотрите, в частности, п. п. 7, 12, 16, 23 Инструкции № 162н, п. п. 9, 15, 20, 34 Инструкции № 174н, п. п. 9, 15, 20, 34 Инструкции № 183н.

Источник: https://grnt.ru/blog/instruktsii-po-byudzhetnomu-uchetu-v-2019-godu/

Изменения в бюджетном учете с 2020 года

Изменения в бюджетном бухучете

Основные изменения в бюджетном учете последних лет затронули сферу учета основных средств. Все они актуальны в 2020 году.

Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н.

Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению.

Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

С 01.01.2018 в дополнение к указанной инструкции появился Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н).

Новые критерии основных средств

Учет основных средств в бюджетных учреждениях необходимо вести, опираясь и на новый стандарт.

Появившийся стандарт подробно разъясняет, в каких случаях объекты можно поставить на бюджетный учет в качестве основных средств.

Новые критерии:

  1. Стоимость объекта нужно надежно оценить. В бюджетных организациях закон позволяет сразу списать с балансового учета объекты дешевле 10 000 рублей. В коммерции этот критерий намного выше.
  2. Основные средства в бюджетном учете должны приносить деньги и должны быть пригодны для работы. В противном случае объекты следует учитывать на забалансовых счетах бюджетного учета.

Стандарт уточняет, что к основным средствам нельзя отнести биологические активы, недвижимость для продажи, имущество госказны.

Согласно п. 12 Федерального стандарта, актив культурного наследия признается основным средством, если:

  • в будущем возможно получить доход или полезный потенциал;
  • полезный потенциал заключается не только в культурной ценности.

Важно, чтобы выполнялось хотя бы одно из двух условий. Если условия не соблюдаются, актив культурного наследия бухгалтер должен отнести на забалансовый счет, оценив его в один рубль.

Требования к оценке объектов

Порядок определения первоначальной стоимости зависит от вида операции. Стандарт вводит две категории таких операций: обменные и необменные.

При обменных операциях бюджетное учреждение приобретает основное средство за деньги или в обмен на другие активы, сопоставимые по стоимости с приобретаемыми ценностями. Первоначальная стоимость будет равна сумме фактических затрат.

При необменных операциях бюджетное учреждение получает имущество в дар или за символическую плату. Первоначальная стоимость в таком случае равна справедливой стоимости объекта (рыночной стоимости).

Как сгруппировать объекты

Немного поменялась классификация основных средств по их видам. Эти изменения уже внесены в инструкцию № 157н.

Группы «Нежилые помещения» и «Сооружения» объединили в одну. Часть подвидов основных средств в бюджетном учете перенесены в группу «Прочие».

Появились группы «Инвестиционная недвижимость» (счет учета 0 10103 000) и «Биологические ресурсы» (счет учета 0 10107 000).

Бухгалтеру бюджетного учреждения следует проверить, соответствует ли учет основных средств новым правилам. При необходимости сделать перемещение объектов между группами. Перевод оформить проводкой с помощью счета 0 401 30 000. Операцию следует отразить бухгалтерской справкой на 01.01.2019.

Какой метод амортизации выбрать

Ранее бюджетники могли амортизировать имущество только линейным способом.

Стандарт добавил еще два варианта начисления амортизации:

  1. Метод уменьшаемого остатка. Эффективно использовать для быстро изнашиваемых и устаревающих основных средств.
  2. Метод расчета суммы амортизации пропорционально объему продукции. Выгодно применять, если известно, сколько продукции благодаря данному объекту учреждение сможет произвести.

Метод амортизации стоит выбирать, исходя из специфики и цели эксплуатации объекта. Со временем организация вправе пересмотреть выбранный метод для конкретного объекта (сделать это можно только с началом нового календарного года).

Новый стандарт не позволяет остановить начисление амортизации даже для тех объектов, которые временно не используются. Инструкция по бюджетному учету № 157н ранее давала учреждениям такое право.

Изменились лимиты стоимости основных средств для их списания с баланса. Если основное средство дешевле 10 000 рублей, амортизацию начислять не нужно. Если стоимость объекта находится в пределах от 10 000 до 100 000 рублей, начисляется стопроцентная амортизация при вводе объекта в работу.

Что изменилось в отчетности

С введением стандарта появились новые требования к отчетности.

Целый ряд показателей нужно расшифровывать в отчетности (п. 51 Федерального стандарта), в том числе:

  • методы амортизации;
  • суммы амортизации (начисленной, накопленной);
  • стоимость;
  • стоимость выбывших основных средств и т.п.

Перечисленные сведения нужно представлять по каждой группе основных средств.

Как начать работу по новому стандарту

Работа по новому стандарту началась с 2018 года. Для корректного учета бухгалтеры-бюджетники должны были провести инвентаризацию и привести учет в соответствие с нормами анализируемого стандарта.

Бюджетный учет с 2018 года видоизменился. Чтобы вести учет правильно, следует использовать новый стандарт по основным средствам и инструкцию по бюджетному учету.

Последняя редакция инструкции № 157н по бюджетному учету выпущена 31.03.2018.

Попробовать

Источник: https://www.kontur-extern.ru/info/byudzhetnyj-uchet

Учет основных средств у бюджетников: что изменилось с 2018 года

Изменения в бюджетном бухучете

Учет основных средств у бюджетников: что изменилось с 2018 года

2 февраля 2018 Юлия Вольхина Руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур

Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Основные средства», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.16 № 257н, вступил в силу 1 января 2018 года.

С этого момента его положения обязательны к применению для государственных и муниципальных учреждений, органов госвласти и местного самоуправления — в общем, для всех бюджетных организаций. Об основных отличиях стандарта от действующей Инструкции по бухгалтерскому учету № 157н (приказ Минфина РФ от 01.12.

10 № 157н) рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет».

Федеральный стандарт не заменяет Инструкцию № 157н (в ред. от 27.09.17), а устанавливает основополагающие правила бухгалтерского учета в отношении основных средств (ОС). Два документа существуют параллельно, и в ближайшем будущем стоит ждать, что данная инструкция и детализирующие ее акты (№ 162н, 174н, 182н) будут скорректированы согласно положениям ФСБУ.

Одно из важнейших различий кроется в самом толковании термина «основные средства». С 1 января 2018 года в это понятие включаются не просто материальные объекты, а материальные ценности, которые являются активами. Это значит, что кроме стандартных требований к объекту появляется новое — обладать полезным потенциалом.

Это означает, что объект можно использовать для выполнения государственных (муниципальных) функций или оказания услуг, погашения обязательств или обменивать на другие активы. Принять объект к учету как основное средство можно лишь в том случае, если его первоначальная стоимость надежно оценена.

Если эти критерии федерального стандарта не выполняются, то объект учитывается на забалансовом счете. Обратите внимание: условия об обязательной государственной регистрации права на недвижимое имущество в ФСБУ, в отличие от инструкции № 157н, нет.

Другое новшество — возможность отнести к основным средствам арендованные объекты или полученные в пользование на безвозмездной основе. Требования к таким ОС диктует ФСБУ «Аренда». Кроме того, как основные средства теперь следует учитывать и некоторые объекты имущества казны.

В то же время из категории основных средств вынесены сразу две группы объектов — биологические активы, если они служат для производства биопродукции, и предназначенная для продажи недвижимость. Многолетние насаждения сами по себе (не производящие биопродукцию) остаются в составе ОС. Для них, возможно, будет выделен отдельный бухгалтерский счет.

Актив культурного наследия признается ОС только в двух случаях: если есть возможность получить в будущем экономические выгоды или полезный потенциал, связанный с указанным активом, или если его полезный потенциал не ограничивается культурной ценностью. В иных случаях такой объект отражается на забалансовых счетах в условной оценке — 1 рубль.

В определении единицы учета и порядке принятия к учету ОС существенных различий немного. Стоит упомянуть о том, что ФСБУ вводит понятие «комплекс ОС», то есть позволяет рассматривать как инвентарную единицу объекты с равным сроком полезного использования и несущественной стоимостью.

Изменения в бухучете в 2018-2019 гг.: 402-ФЗ и новые ФСБУ

Изменения в бюджетном бухучете

Изменения в бухучете в последнее время идут одно за одним. И это неудивительно — отечественные стандарты бухучета давно нуждались в обновлении.

Изменения в бухучете в последнее время идут одно за одним. И это неудивительно — отечественные стандарты бухучета давно нуждались в обновлении.

В сложившейся ситуации сложнее всего приходится бухгалтерам, которые помимо своих основных обязанностей теперь постоянно должны разбираться в новых законодательных актах и кардинально менять привычные способы учета.

В статье разберемся, как не затеряться в этой бесконечной веренице бухгалтерских новшеств и к чему готовиться в ближайшие годы.

Федеральный закон “О бухгалтерском учете”: что нового

Закон “О бухгалтерском учете” — основополагающий документ, который устанавливает единые нормы ведения бухучета и отчетности. Сейчас бухучет регулируется 402-ФЗ, который вступил в действие с 2013 года. За свой недолгий срок существования в него уже было внесено несколько существенных поправок.

Таблица изменений в ФЗ “О бухгалтерском учете”

2014Уточнили перечень учреждений, имеющих право на “упрощенку”.
2016Академии наук лишили статуса “организаций госсектора”.
2017Нормативные акты Центробанка РФ включили в перечень документов, регулирующих бухучет.
2018Все действующие ПБУ признали федеральными стандартами.

В мае 2018 года Минфин разработал новый законопроект о внесении изменений в 402-ФЗ, который пока еще находится на рассмотрении. Поправками предусмотрено:

  • Требование бухгалтера по оформлению первички станет обязательным для всех сотрудников.
  • Необязательно наличие бухотчетности в бумажном варианте, достаточно электронного с цифровой подписью уполномоченных лиц.
  • Центробанк получит право издавать акты, которые могут противоречить ФЗ.

Помимо ФЗ, бухгалтерский учет регулируется и другими подзаконными актами.

Масштабный проект Минфина: на смену ПБУ приходят ФСБУ

В 2017 году Минфин решил заменить привычные ПБУ и начал разработку федеральных стандартов бухучета. Проект продолжает осуществляться в рамках программы на 2018-2020 года. На данный момент порядок учета для различных объектов БУ регламентируют 24 ПБУ.

Потребность в таком масштабном обновлении нормативно-правовой базы по бухучету назревала давно. Новые ФСБУ позволят приблизить его к мировым стандартам и современному уровню развития экономики. В рамках аналогичных программ Минфина на 2016-2018 и 2017-2019 года в некоторые ПБУ уже были внесены коррективы. Разберем наиболее значимые из них.

Новшества в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

В августе 2017 года ввели в действие поправки в ПБУ 1/2008, касающиеся требований к формированию учетной политики учреждений. Изменения произошли по следующим пунктам:

  • организации получили право самостоятельно выбирать способ организации бухучета;
  • при разработке УП приоритет необходимо отдавать стандартам МСФО;
  • организации получили право при выборе способов бухучета руководствоваться критерием рациональности;
  • организации на УСН получили право формировать УП руководствуясь критерием рациональности;
  • определили условия, при которых организация может отойти от ПБУ 1/2008;
  • отменили пояснительную записку об изменениях в УП.

В целом требования к формированию учетной политики стали менее жесткими. Поэтому многие организации смогли выбрать более удобные и рациональные способы ведения бухучета.

Коррективы в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств в инвалюте»

Поправки в ПБУ 3/2006 были приняты в 2017, но вводятся в действие с начала 2019 года. В соответствии с ними:

  • организации за пределами РФ, включающие в бухотчетность данные дочерних обществ, также будет руководствоваться ПБУ 3/2006;
  • если нет официального курса инвалюты ЦБ РФ, стоимость актива нужно будет пересчитывать по кросс-курсу этой валюты;
  • организации смогут вести учет курсовых разниц в порядке, предусмотренном МСФО;
  • разработаны общие правила для пересчета активов и обязательств в ВЭД.

Хотите проверить свои знания по бухгалтерскому учету?

Пройдите бесплатный тест “Бухгалтерский учет и финансовая отчетность в РФ”, чтобы получить объективную оценку своих знаний и навыков.

Тесты по бухгалтерскому учету

Новые ФСБУ, которые запланированы на 2019–2022 годы

Программа Минфина на 2018-2020 года предполагает создание 14 новых ФСБУ и внесение правок в уже существующие ПБУ. Новые стандарты будут вводиться в действие не все разом, а последовательно.

То есть, уже с 1 января 2019 года в силу вступает первый стандарт нового поколения — “Запасы”, который заменит всем хорошо известный ПБУ 5/01 “Учет МПЗ”. В соответствии с ним буквально всем придется:

  • пересмотреть методологию расчета себестоимости продукции;
  • оценивать запасы по справедливой стоимости согласно МСФО;
  • научиться прогнозировать последствия покупки запасов;
  • включать в себестоимость проценты и остальные долговые расходы;

И это далеко не все новшества. Бухгалтерам лучше заранее начать готовиться ко всем грядущим переменам, ведь их масштаб таков, что учет придется менять кардинально.

“Новая жизнь” госучреждений: новые ФСБУ и инструкции по бухучету

С января 2018 года госучреждения первыми осуществили переход на новые ФСБУ. В действие ввели сразу 5 стандартов:

  • Концептуальные основы
  • ОС
  • Обесценение активов
  • Аренда
  • Представление бухотчетности

Эти стандарты привнесли в бюджетный учет и порядок формирования отчетности много нового, но на этом изменения не заканчиваются. В рамках проекта по разработке новых ФСБУ планируется введение в действие еще 24 стандартов.

Важно!

Чтобы привести бюджетный учет в соответствие с новыми стандартами, Минфин внес изменения и в другие нормативные документы: КОСГУ, инструкции по бухучету, планы счетов.

8 мая 2018 года вступили в силу обновленные инструкции 157н и 147н. В них закреплены порядок формирования счетов бухучета и рекомендации по оформлению записей для госучреждений.

Учетная политика для целей бухучета: нужны ли коррективы

В связи со вступлением в силу новых ФСБУ и внесением коррективов в ПБУ 1/2008 учетная политика на 2019 нуждается в основательном пересмотре. Изменений придется внести немало, поэтому к работе над ней лучше приступить как можно раньше.

Важно!

Отсутствие или неактуальность приказа об УП — серьезное основание для штрафа.

В обновленной УП для целей бухучета на 2019 год не забудьте:

  • использовать право самостоятельно выбирать наиболее рациональные способы учета;
  • разрабатывая собственные методики бухучета, опираться в первую очередь на принципы МСФО;
  • закрепить новые методы учета МПЗ, их оценки и определения себестоимости согласно новому ФСБУ “Запасы”.

Ознакомьтесь с образцом учетной политики на 2019 год, чтобы разобраться какие пункты нуждаются в пересмотре.

Грядущие изменения в бухучете: сила и масштаб влияний на работу бухгалтера

Для бухгалтеров наступили нелегкие времена. На законодательном уровне полным ходом осуществляется сближение отечественного бухучета с МСФО.

Поэтому приходится постоянно изучать новые методики учета, требования к оформлению бухотчетности и приспосабливаться к этим изменениям.

В ближайшее время новшеств будет только больше, ведь программа разработки ФСБУ нового поколения в самом разгаре и план по введению их в действие расписан вплоть до 2022 года.

В условиях такой масштабной трансформации системы бухучета самое сложное — не запутаться во всех новых законодательных актах и научиться применять их в своей работе. На помощь приходят вебинары для бухгалтеров — онлайн-семинары, на которых эксперты-лекторы кратко и доступно рассказывают о грядущих новшествах и дают практические рекомендации по их применению.

Хотите быть в курсе всех “новинок” бухучета и избежать “авралов” на работе?

Вебинары для бухгалтеров — современный способ информирования о всех новшествах законодательства без отрыва от работы и личной жизни. Это концентрат из самой свежей информации и возможность получать ответы на сложные вопросы бухгалтерского учета.

Записывайтесь на вебинары для бухгалтеров, чтобы первыми узнавать о важных изменениях в законодательстве!

Вебинары для повышения квалификации бухгалтеров

Источник: https://finacademy.net/materials/article/izmeneniya-v-buhuchete

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.