Порядок банкротства юридического лица налоговой инспекцией

Содержание

Банкротство предприятия по заявлению налогового органа

Порядок банкротства юридического лица налоговой инспекцией

В последнее время все чаще и чаще сталкиваюсь с ситуацией, когда налоговый орган для реализации функции по выявлению и взысканию недоплаченных налогов использует следующую схему.

Проводит выездную налоговую проверку, устанавливает получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, направляет требование о взыскании задолженности по налогам, штрафам и пеням в обслуживающую кредитную организацию, подает в арбитражный суд заявление о признании налогоплательщика банкротом, с использованием подконтрольного арбитражного управляющего обращается с заявлением о привлечении руководителя и учредителей (участников) к субсидиарной ответственности по долгам банкрота. Очевидно, что таким образом налоговый орган фактически выполняет превентивную деятельность для «ретивых» налогоплательщиков, не согласных на стадии проведения выездной налоговой проверки приходить к своеобразному мировому соглашению с руководством инспекции, создавая свою базу арбитражных обвинительных прецедентов.

В статье я хотел бы обсудить права, обязанности и возможности предприятий по противодействию фискальной деятельности, направленной на формирование излишней недоимки по налогам, штрафам и пеням, и привлечению по этим обязательствам физических лиц, контролирующих деятельность организаций.

Как я уже указал, алгоритм действий у налоговых органов един (даже обосновывающие доказательства и доводы в достаточной мере схожи):

  • инициирование выездной (в некоторых случаях, камеральной) проверки, работа исключительно над «неблагонадежными контрагентами», о которой я подробно писал в статье “Необоснованная налоговая выгода и привлечение к ответственности” (поиск массовых руководителей, учредителей, адресов; анализ банковских выписок на предмет существа платежей; допросы генеральных директоров контрагентов и др.)
  • вынесение решения о привлечении налогоплательщика к ответственности по обязательным платежам и утверждение этого решения апелляционной инстанцией – УФНС;
  • выставление требования об уплате недоимки, штрафов и пеней; направление в банк инкассового поручения, постановления о приостановлении движения по счетам организации, возбуждение исполнительного производства;
  • обращение в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом;
  • подача в рамках дела о банкротстве заявления о привлечении генерального директора и учредителей (участников) общества к субсидиарной ответственности.

Действия налогового органа и подконтрольного арбитражного управляющего

Учитывая, что порядок вынесения решения по результатам проверки мной описан ранее, как и сложившаяся арбитражная практика рассмотрения налоговых споров по необоснованной налоговой выгоде, то далее я рассмотрю мероприятия, инициируемые банкротными отделами налогового органа.

Поскольку НК РФ указывает на вступление решения инспекции в законную силу после утверждения УФНС (в качестве апелляционной инстанции), то, в случае его дальнейшего оспаривания в судебном порядке, не требуется дожидаться решения арбитражного суда.

По этой причине, важно реализовывать свои права своевременно: обращаться в арбитражный суд незамедлительно, после получения решения УФНС по апелляционной жалобе налогоплательщика и подавать ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения.

Тем не менее, налоговый орган инициирует процедуру банкротства предприятия.

Насколько известно юристам по банкротству, дальнейшей процедурой будет руководить тот арбитражный управляющий, кандидатура которого была представлена в арбитраж заявителем: кредитором или уполномоченным органом.

Безусловно, существует ряд арбитражных управляющих, негласно аккредитованных при государственных структурах, которые сотрудничают с ними на взаимовыгодных началах.

По результатам проведения наблюдения, арбитражный управляющий обязан составить два документа: анализ финансового состояния должника и заключение о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Вероятность, что у налогоплательщика-банкрота найдутся признаки недобросовестного поведения в виде попытки получения необоснованной налоговой выгоды, очень высока в таком случае.

Субсидиарная ответственность учредителей (участников) и руководителя налогоплательщика

Подтверждением действий должника-налогоплательщика не в интересах кредиторов и государства (бюджета) будут являться не только заключения арбитражного управляющего, но и вступившее в законную силу решение налогового органа.

В процедуре конкурсного производства, на собрании кредиторов уполномоченный орган несомненно проголосует за обращение в арбитражный суд с заявлением о привлечении руководителя и участников (учредителей) должника к субсидиарной ответственности. А рассматривая данное заявление, арбитражный суд обязательно проверит вышеуказанные мной сведения, в том числе содержащиеся в заключении о наличии признаков преднамеренного банкротства предприятия.

Результатом указанных мероприятий будет взыскание всего объема непогашенной налогоплательщиком задолженности с контролирующих его физических (иногда – юридических) лиц.

Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что смена контролирующих должника лиц (купля-продажа долей, смена единоличного исполнительного органа, реорганизация компании в какой-либо форме и др.) не снимет ответственность с указанных лиц, т.к.

к субсидиарной ответственности привлекаются именно те лица, в период осуществления функций которых и возникла задолженность.

Таким образом, в случае отсутствия своевременного юридического реагирования со стороны налогоплательщика, налоговый орган имеет все возможности для взыскания всего объема недоимки по налогам и сборам, штрафов и пеней с руководителя и участников предприятия-налогоплательщика. При этом, львиная доля принимаемых налоговиками решений не отвечает требованиям материального и процессуального законодательства и может быть отменена на начальных этапах путем подачи юристом по налоговым спорам грамотного заявления в арбитражный суд.

Источник: https://jurist-arbitr.ru/nalog/bankrotstvo-predpriyatiya-po-zayavleniyu-nalogovogo-organa/

Этапы ликвидации ООО по инициативе налоговой

Порядок банкротства юридического лица налоговой инспекцией

Каждый предприниматель, прежде чем открыть своё дело, должен тщательно продумать тактику ведения бизнеса, основной род деятельности. Как известно, ликвидировать предприятие намного сложнее, поэтому изначально лучше не допускать до такого.

Но если ситуация сложилась так, что деятельность утратила актуальность, предприятие стало убыточным, то учредителям приходится ликвидировать компанию. Чтобы избежать дополнительных издержек, можно подвести под принудительную ликвидацию.

Не менее актуален вопрос и для добросовестных учредителей. Им также нужно знать, за что могут закрыть бизнес и кто.

В обоих случаях важно знать основания и последствия, чтобы добиться положительного разрешения ситуации.

Что такое принудительная ликвидация ООО

Каждому бизнесмену, который хотя бы единожды сталкивался с ликвидацией компании по собственной инициативе, известно, насколько сложно это реализовать на практике. Сложность связана с большими временными затратами и необходимостью собрать массу документов.

Вот почему по возможности учредители стараются осуществить принудительное закрытие ООО по инициативе Налоговой Инспекции.Иногда принудительная ликвидация ООО – неприятный сюрприз для руководства, но зачастую оно осознанно старается подвести к такому финалу юридическое лицо.

Речь идёт о закрытии компании по инициативе налоговых органов, не доводя дела до суда.

В этом случае, руководствуясь нормативными актами, Налоговая Инспекция по своей инициативе, без согласия учредителей, прекращает право ООО на ведение хозяйственной деятельности и вносит соответствующую информацию в ЕГРЮЛ, тем самым ликвидируя компанию.

Рассмотрим самые популярные причины принудительной ликвидации:

  • отсутствие лицензии, если для этого вида деятельности таковая предусмотрена;
  • любые нарушения действующего законодательства;
  • по счёту нет движения средств, а также отсутствует отчётность;
  • у ООО нет достаточной суммы для проведения добровольной ликвидации;
  • в ЕГРЮЛ более полугода имеются сведения о том, что юридическим лицом предоставлена ложная информация;
  • недостоверный адрес расположения юридического лица.

Любой из этих пунктов является достаточным основанием для того, чтобы ФНС принудительно прекратила существование юридического лица.
Возможна также ликвидация непосредственно на основании решения суда. Этот способ является для контролирующих органов более долгим, но и более надёжным – оспорить решение в этом случае намного сложнее.

Этапы принудительной ликвидации

Если ООО неоднократно нарушает законодательные нормы, Налоговая Инспекция имеет полное право обратиться в суд. Предварительно потребуется не только правильно составить иск, указав все аргументы и требования, но и предоставить дополнительные подтверждающие документы.

Кстати, это касается и ситуаций, когда учредители желают предотвратить ликвидацию – им также нужно предоставить ряд документов, которые помогут избежать этого.
На основании окончательного решения суда созывается специально уполномоченная ликвидационная комиссия.

В её полномочия будет входить:

  • закрытие банковских счетов;
  • составление промежуточного баланса;
  • приём и учёт требований от кредиторов;
  • комплексный аудит предприятия, поиск причин ухудшения показателей работы.

После всего этого исключение юридического лица из ЕГРЮЛ происходит по такой схеме:

  • уполномоченный орган принимает официальное решение о целесообразности прекращения деятельности ООО;
  • собирается перечень подтверждающих документов, утверждение их;
  • иск направляется в суд;
  • составляется 2 вида балансов: промежуточный и окончательный.

При ликвидации ООО государственная пошлина составит 20% от той, что обычно платят при регистрации.
Последним документом является свидетельство о ликвидации компании. Оно направляется директору или главному учредителю. Учредитель общества имеет право обратиться в суд, чтобы оспорить решение.

Как действует налоговая

Зачастую упразднение производится по следующей схеме:

  • выбор и формирование реестра организаций, которые в течение длительного времени (законодательно определено в зависимости от формы отчётности) не предоставляют декларации;
  • запрос в банк, в котором открыт счёт предприятия. Если будет выяснено, что на счетах ООО отсутствуют финансы и никаких движений по ним не было в течение 1 года, предприятие ликвидируется;
  • за 3 дня ФНС должна разместить в СМИ сообщение о том, какое ООО будет ликвидировано и в каком порядке может быть подана претензия.

Если никакой реакции нет – ООО будет ликвидировано принудительно.

Теория и практика могут значительно отличаться. Сравнительно недавно в силу вступила норма, позволяющая принудительно закрывать юридических лиц за предоставление недостоверной информации. Чаще всего это касается регистрационного адреса.

С целью получить максимум сведений представители ФНС собирают лично информацию, запрашивая справки, сведения арендодателей, чтобы выявить, действительно ли адрес имеет отношение к конкретному ООО.
Если будут выявлены нестыковки, предприниматели направляют официальное уведомление с требованием внести изменения в реестр. На это отводится 30 дней.

Если этого времени будет недостаточно, то в базе поставят отметку о том, что данные недостоверны. В случае отсутствия какой-либо реакции предпринимателя, спустя 6 месяцев ООО будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как проходит принудительная ликвидация если у фирмы долги

Порядок ликвидация весьма прост. Он не зависит от причин и особенностей закрытия ООО. Зачастую компания ликвидируется намного быстрее, чем это предусмотрено нормативными актами, но иногда её закрыть невозможно.

Речь идёт как раз о тех ситуациях, когда у ООО имеются непогашенные долги. До тех пор, пока учредители не возместят сумму долга, компания продолжает существовать.

Если это невозможно, то потребуется ликвидировать путём банкротства, назначая предварительно конкурсного управляющего и пытаясь вернуть компании прибыльное состояние. Если же процедура банкротства уже начата, то ФНС не имеет права начать процедуру принудительной ликвидации.

После того как будут предоставлены все документы и подтверждающие сведения, выносится судебное решение. Если оно в пользу Налоговой, то на основании полученного документа будет исключено ООО из ЕГРЮЛ.

Сколько длится процедура

Если общество с ограниченной ответственностью закрывают в судебном порядке, то эта процедура не может быть более чем полгода с момента оглашения судебного решения.

Если же не удалось уложиться в эти сроки, то в суд должно быть направлено соответствующее уведомление и требование увеличить срок. Сделать это можно в течение 10 дней с того момента, как прошли отведённые полгода.

Если налоговый инспектор всё оформил правильно и учредители не возражают, то ликвидация по инициативе ФНС происходит быстро.

Сколько времени займёт вся процедура ликвидации ООО зависит от:

  • согласия учредителей;
  • степени серьёзности оснований;
  • количества подтверждающих документов.

Если во внимание не будут взяты какие-то факты и в ликвидации ФНС будет отказано в суде, должник потом имеет право вновь обратиться, чтобы инициировать процедуру банкротства.

Преимущества и недостатки процесса

Ликвидация ООО по инициативе налогового органа имеет свои преимущества и недостатки. К главным плюсам для учредителей следует отнести:

  • если отчётность не была подана, в рамках такой процедуры размер штрафов может быть уменьшен вдвое;
  • подавать отчётность за последние периоды, не придётся.

Но имеет процедура и недостатки:

  • по времени, ликвидация таким образом, может затянуться;
  • кредиторы, которые в рамках закрытия ООО не получат своих денег, могут потребовать их выплат напрямую с учредителей, подав в суд на привлечение к субсидиарной ответственности. Это возможно, даже если изменения в ЕГРЮЛ уже были внесены;
  • длительные и сложные судебные разбирательства, путём которых предстоит доказывать свою правоту, предоставляя отчётность и прочую финансовую документацию. Речь идёт о ситуациях, когда учредители выступают против закрытия их компании.

К главным минусам стоит отнести ещё и имидж. Если учредители желают продолжать работать в бизнесе, то на их имидже негативным образом скажется то, что их предприятие было закрыто государственными органами. Это может привести к уменьшению количества желающих сотрудничать.

Последствия для учредителей

В зависимости от того, с какими требованиями будет рассмотрено дело, последствия для учредителей могут быть разными. Формально, если ООО ликвидируют, то оно больше не может заниматься какой-либо деятельностью, но и имеющиеся долги должны быть списаны.

При этом нельзя игнорировать норму, устанавливающую ответственность того руководства, которое было у руля на момент совершения нарушения. Именно поэтому по некоторым требованиям учредителям всё равно придётся платить, если таковые будут заявлены.

Так как на тот момент никакого имущества предприятия уже не будет, учредители самостоятельно несут солидарную ответственность.Если же в процессе рассмотрения вопроса будет выявлено, что к неплатёжеспособности привели неправомерные действия руководства или учредителей, они могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Когда предприятие ликвидируют просто в связи с отсутствием деятельности, то последствием для учредителей могут быть, наложение штрафов. К примеру, за то, что своевременно не была подана отчётность (пусть даже и нулевая).

Итог: если серьёзных нарушений нет, то принудительная ликвидация ООО может быть положительным явлением, ведь она позволит:

  • значительно ускорить процедуру закрытия компании;
  • минимизировать издержки на этот процесс;
  • избавиться от необходимости составлять дополнительные отчёты и баланс.

По статистике наиболее выгодна такая процедура для тех, кто долгое время не получает прибыли от ведения деятельности..
Входит ли в планы учредителей такой расклад или они планируются оспаривать принудительную ликвидацию, необходимо тщательно подготовиться к решению этого вопроса. Самостоятельно можно не учесть, какая документация нужна и что в ней должно быть. Чтобы не тратить время на изучение нормативов, лучше изначально просто доверить решение таких вопросов профессионалам своего дела.

8 (800)350-84-13доб. 786 — Бесплатно по всей России

Источник: bankrotof.net

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b54304267efea00a91e0fdd/5cee7057f1195f00b041e84d

Права ИФНС при банкротстве

Порядок банкротства юридического лица налоговой инспекцией

Законодатели существенно расширили права налоговой службы в сфере банкротства юридических лиц, но количество банкротств по инициативе налоговиков, вероятнее всего, будет сокращаться

Почти год обсуждается законопроект о санации предприятий, предполагающий разделение реабилитационных и ликвидационных процедур.

Законодательство до сих пор работает не на восстановление платежеспособности предприятия-должника, а на признание его банкротом и последующую ликвидацию. Государство занято выколачиванием долгов по налоговым обязательствам.

1 сентября этого года вступили в силу изменения в федеральный закон о несостоятельности (банкротстве), принятые 23 июня 2016 года.

Они существенно расширили права налоговых органов в части привлечения к ответственности выгодоприобретателя, оспаривания сомнительных сделок, сроков включения в реестр требований кредиторов.

Как новеллы в законодательстве могут повлиять на процедуру банкротства, «Э-У» рассказывает заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области Ольга Голендухина:

— Прежде всего отмечу, что эти изменения касаются дел, которые возбуждены после 1 сентября 2016 года или дел, возбужденных до указанной даты, но по которым после 1 сентября введена какая-либо процедура банкротства (изменения подлежат применению в части введенной процедуры банкротства).

Априори виновен

— У налоговиков появилась возможность привлечения к субсидиарной ответственности бенефициаров?

— Это очень важное изменение, которое позволяет нам привлекать к субсидиарной ответственности не номинальных директоров, а именно выгодоприобретателей, то есть лиц, которые реально стоят за предприятием.

Чтобы установить, кто же этот выгодоприобретатель, нам раньше был установлен максимальный срок два года. Теперь — три года. Мы смотрим, с помощью каких механизмов выгодоприобретатель мог оказывать влияние на результаты сделок, которые привели к банкротству, изучаем должностные или родственные связи для определения статуса этого выгодоприобретателя.

— Как именно вы получаете информацию о выгодоприобретателях?

— Нарабатываем ее в процессе мероприятий налогового контроля. Исследуется хозяйственная деятельность предприятия, кто заключал договоры, при каких условиях, анализируются контрагенты, взаимозависимость с ними. Работа долгая, кропотливая. Поэтому нам иной раз не хватало срока, установленного законом.

— Директор должен оправдываться за банкротство возглавляемого им предприятия?

— Внесенными изменениями установлена презумпция вины директора предприятия. Раньше необходимо было доказать, что есть причинно-следственная связь между действиями директора, его управленческими решениями и банкротством предприятия. Сейчас априори считается, что действия руководителя привели к банкротству предприятия. Теперь он должен в суде доказывать, что это не так.

— Точно так же, как и в случаях со сделками, совершенными в период подозрительности — за три года до даты подачи заявления на банкротство?

— Да, в случае совершения в период подозрительности сделок, которые повлекли за собой негативные последствия для кредиторов, должник должен доказать отсутствие либо негативных последствий, либо причинно-следственной связи между совершенной сделкой и наступившими последствиями.

Нововведение в том, что сейчас больше возможностей для оспаривания сомнительных сделок — сделка считается повлекшей негативные последствия для кредиторов не только тогда, когда уже в момент сделки предприятие обладало признаками неплатежеспособности или признаками недостаточности средств для исполнения своих обязательств, но и в тех случаях, когда предприятие стало неплатежеспособным именно в результате данной сделки.

Плюс полгода

— Налоговики теперь получили исключительное право, касающееся срока включения в реестр требований кредиторов?

— Это изменение в законодательстве нас порадовало больше всего. Раньше налоговым органам было предоставлено право включаться в реестр требований кредиторов в ходе процедуры конкурсного производства по общему правилу — в течение двух месяцев после публикации.

Если мы в эти два месяца не включаемся в реестр, а позже выявляем определенные обязательства должника по налоговым платежам, то мы уже будем за реестром. В этом случае фискальный результат, как правило, нулевой, потому что кредиторам, которые находятся за реестром, денег не хватает.

Теперь же нам можно еще в течение шести месяцев обратиться в суд для включения нас в реестр уже после его закрытия.

Налоговым органам не хватало для этого двух месяцев. Мы не просто должны начислить, но еще и обосновать в суде это начисление, поэтому выездные проверки длятся у нас, как правило, не два месяца, а гораздо дольше, в связи с необходимыми приостановлениями для сбора определенной доказательной базы — и по году. У нас много выездных проверок.

Когда мы выходим на предприятие с проверкой, бывают случаи, когда недобросовестные руководители и собственники начинают активно реализовывать имущество, чтобы лишить налоговый орган возможности взыскания доначисленных в ходе проверки платежей.

И к окончанию проверки они сами или их зависимое лицо инициируют банкротство. Налоговые органы попросту не успевают попасть в реестр, поскольку еще не имеют на тот момент вступившего в законную силу решения.

К тому же у налогоплательщика есть целый месяц на предоставление возражений. Законодательные нововведения дают нам возможность обратиться в суд, если обязательства налогоплательщика появились уже после закрытия реестра, и суд на законных основаниях включит нас в реестр.

Еще раз подчеркну, что это касается только тех дел, по которым конкурсное производство введено после 1 сентября 2016 года.

— Какие еще изменения в законодательстве о банкротстве вы бы отметили?

— Внесены изменения, касающиеся прав кредиторов. При конкурсном производстве сам кредитор теперь может самостоятельно утверждать условия проведения торгов, изменять количество лотов.

Раньше это делали только конкурсные управляющие, что нередко приводило к затягиванию процедур банкротства. Данное изменение хорошо тем, что сами кредиторы заинтересованы в реализации имущества по максимальной цене.

Поэтому наибольшее количество кредиторов будет удовлетворено при реализации имущества банкрота.

Сейчас мы обращаемся в суд, когда понимаем, что банкротство положительно повлияет на взыскание сумм, подлежащих к уплате налого-плательщиком

Кроме того, с 1 сентября 2016 года законодателем расширен перечень оснований, при наличии которых уплата налоговых платежей не может быть оспорена в рамках дела о банкротстве.

Также внесены изменения в части погашения требований кредиторов путем предоставления отступного.

Это изменение имеет существенное значение для налоговых органов, поскольку ранее, если имущество не реализовывалось, и конкурсный управляющий предлагал его кредиторам принять в качестве отступного, фискальный орган оставался ни с чем, так как Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность уплаты налогов не в денежной форме, например, путем передачи имущества или уступки права требования по какому-либо обязательству.

Теперь обязательным условием соглашения об отступном является внесение на счет должника суммы денежных средств в размере, достаточном для погашения соответствующих требований кредитора или уполномоченного органа, удовлетворение которых законодательством Российской Федерации предусмотрено только в денежной форме. Данные нормы вступают в силу с 21 декабря 2016 года.

— Отразятся ли новые изменения на количестве банкротств?

— В целом за последние несколько лет в России наблюдается тенденция к увеличению количества предприятий-банкротов.

При этом со стороны налоговых органов количество поданных в суд заявлений о признании должника банкротом за первое полугодие этого года в сравнении с тем же периодом 2015 года уменьшилось в 2,6 раза, а в Свердловской области — вообще на порядки: по состоянию на 1 июля 2016 года нами инициировано только четыре банкротства юридических лиц, а за прошлый год было направлено в суд 174 заявления о признании должника банкротом. То есть инициатором банкротства все больше выступают иные кредиторы должника.

У нас изменилось отношение, мы смотрим на перспективу банкротства. Существуют определенные критерии, на основании которых налоговая служба обращается в суд о признании должника банкротом.

Сейчас мы ориентированы на то, чтобы обращаться в суд в том случае, когда понимаем, что банкротство как-то положительно повлияет на взыскание сумм, подлежащих к уплате налогоплательщиком.

Если есть перспектива оспаривания подозрительных сделок, если мы можем вернуть в рамках дела о банкротстве какое-то имущество обратно в собственность должника, тогда мы инициируем банкротство.

А если это бесперспективно, тогда используем другие рычаги, например, подачу гражданских исков в рамках уголовных дел, возбужденных в отношении лиц по налоговым преступлениям. И процент выигранных дел по гражданским искам у нас очень высокий.

http://www.acexpert.ru/

Источник: http://lawedication.com/blog/2016/09/19/prava-ifns-pri-bankrotstve/

Порядок банкротства юридического лица налоговой инспекцией

Порядок банкротства юридического лица налоговой инспекцией

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Порядок банкротства юридического лица налоговой инспекцией». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Порядок и условия проведения процедур банкротства регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон N 127-ФЗ).

Важно, что в соответствии с данной статьей, если кредиторы обратились с заявлением в суд о признании должника банкротом ранее, чем ликвидатор, процедура проводится на общих основаниях.

Как избежать налогового банкротства

СРО исключается по решению уполномоченного органа из соответствующих списков в случае исключения СРО из единого государственного реестра СРО АУ, а также на основании заявления СРО о невозможности предоставления кандидатур арбитражных управляющих — своих членов — в субъекте Российской Федерации и (или) в отношении определенной группы или категории должников.

Если признаки неплатежеспособности судом будут подтверждены, то будет введена процедура наблюдения. Она будет продолжаться 7 месяцев с момента подачи объявления в СМИ (так указывает ФЗ). Все кредиторы вправе подать свои требования, причем успевшие это сделать в месячный срок получают возможность участвовать в первом заседании кредиторов.

Каждый год признаются банкротами более 12 тысяч российских компаний. Такие данные представлены в отчете Единого федерального ресурса статистики банкротств. За последние 3 года число финансово несостоятельных юрлиц и ИП ежегодно растет в среднем на 200 – 400. Почти половина банкротств приходится на отрасли строительства, торговли и сферы услуг.

Важно знать, что если в процессе упрощенной схемы признания юридического лица финансово несостоятельным, будут установлены признаки фиктивного банкротства, то такая процедура сразу отменяется, с направлением уведомления в правоохранительные органы.

В определенных случаях существует возможность отсрочки обращения налоговой в арбитражный суд для признания компании должником на срок до полугода.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Налоговый орган вправе обращаться в арбитражный суд для возбуждения дела о банкротстве только после того, как им приняты все меры, предусмотренные Налоговым кодексом, о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам в принудительном порядке.

В соответствии с ним налоговики должны решить обращаться с заявлением о банкротстве или нет в срок от 30 до 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления о принудительном взыскании задолженности либо иного исполнительного документа.

Размер задолженности для инициации процесса банкротства налоговым органом

Федеральной налоговой службой в целях оценки экономической эффективности погашения требований кредиторов проведена работа по анализу результатов, завершенных за три предшествующих года процедур банкротства. Использовались данные, учитываемые исходя из исполнения функций уполномоченного органа.

Если организация принята на контроль в Управление ФНС России по субъекту РФ, она включается во вторую группу вплоть до снятия с контроля Управления ФНС России по субъекту РФ.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 127-ФЗ к признакам банкротства у организации относится неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены этой организацией в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

I. Президиумом Верховного Суда РФ в Обзоре судебной практики от 06.07.2016 N 2 даны разъяснения по вопросам применения положений законодательства о банкротстве, возникающим в судебной практике.

Налоговое банкротство

Важно знать, что при принятии такого решения, нужно иметь определенные финансовые средства для оплаты всех действий конкурсного управляющего. Поэтому государственные органы и их должностные лица редко когда идут на такие шаги.

Компания должна представить доказательства того, что возникновение у нее права собственности по рассматриваемым операциям явилось следствием обычного хозяйственного оборота, а не вызвано использованием участником его возможностей, касающихся определения действий общества, во вред кредиторам должника.

Этим Постановлением утверждено Положение о порядке предъявления требований по обязательствам Российской Федерации в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве (далее — Положение о предъявлении требований).

Необходимым условием возложения субсидиарной ответственности на участника является наличие причинно-следственной связи между использованием им своих прав и (или) возможностей в отношении контролируемого хозяйствующего субъекта и совокупностью юридически значимых действий, совершенных организацией, результатом которых стала ее несостоятельность (банкротство).

В п. 1 ст. 7 Закона N 127-ФЗ говорится, что правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы. Так, право налогового органа обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом закреплено в Постановлении N 257.

Инициатором процедуры банкротства может стать сам должник, любой из его кредиторов или уполномоченный государственный орган. В качестве последнего чаще всего выступает Федеральная налоговая служба России. И ситуации, когда налоговая подала на банкротство, случаются все чаще. Отметим, что такие заявления подаются преимущественно в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Прекращение производства по делу о банкротстве

Используется в том случае, когда юрлицо не может заплатить по своим долгам в данный конкретный момент, но не потому, что его финансовое состояние пришло в упадок, а по другим причинам.

В настоящее время раздел опубликован в тестовом режиме (в формате Excel), информация в разделе « АУ и СРО» в дальнейшем может дополняться.

В настоящем интернет-предприниматель, инвестор. Рассказываю о том, как эффективно управлять своими деньгами, выгодно их приумножать, больше зарабатывать. Благодаря интернету переехал на море.

При банкротстве налоговая является кредитором и каких-либо дополнительных преимуществ не имеет. Требования налоговой будут также удовлетворены в порядке очереди, а если быть точнее, то в порядке третьей очереди.

Важно! Самым частым инициатором банкротства является налоговый орган (ФНС), который является уполномоченным органом в этой процедуре. Поэтому при проведении такой процедуры, налоговая консолидирует задолженность компании перед государственными внебюджетными органами и органами исполнительной власти.

В случае, если обстоятельства соответствуют указанным выше, то ликвидатор обращается в арбитражный суд с целью признания ООО банкротом.

Решение принимается исключительно ФНС России (п. 11 Порядка ания уполномоченного органа в делах о банкротстве и в процедурах банкротства при участии в собрании кредиторов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.08.2004 N 219 «О порядке ания уполномоченного органа в делах о банкротстве и в процедурах банкротства при участии в собрании кредиторов»).

Такое движение денежных средств не было связано с реальными хозяйственными операциями и было направлено на вывод активов общества (должника) в пользу компании, являющейся учредителем и единственным участником общества (контролирующего лица).

Источник: https://1-exam.ru/trudovoe-pravo/1972-poryadok-bankrotstva-yuridicheskogo-lica-nalogovoy-inspekciey.html

Банкротство через налоговую инспекцию

Порядок банкротства юридического лица налоговой инспекцией

Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внёс изменения в законы:

  • «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
  • «О несостоятельности (банкротстве)».

Сейчас вы узнаете, что это значит и чем грозит.

Какие изменения вносит № 488-ФЗ?

Если кратко, то всё просто: теперь в течение 3-х лет после ликвидации компании налоговая служба сможет «вспомнить» про компанию и решить, что она недоплатила налоги.

Современные технические системы, которыми оснащена ФНС вроде АСК НДС-2 позволяют запоминать информацию о сделках и контрагентах и обеспечить проведение проверки уже несуществующей компании.

Найти компании-однодневки (или компании, которые ФНС ошибочно посчитает однодневками), отследить деловые связи, весь пусть товара от одной компании к другой — всё это ФНС может уже сейчас.

Представим ситуацию: была компания, дела у ней пошли плохо, и руководство решило её закрыть, не влезая в долги.

Ранее, ликвидация компании означала, что проверить уже не существующую компанию, доначислить налоги, и тем более взыскать налоговую задолженность с не существующей компании и ее руководителя или учредителя, не представлялось возможным. Казалось бы, дело закрыто и предприниматель может спать спокойно.

Теперь выходит, что нет, дело не закрыто. Потому что в течение 3-х лет ФНС может предъявить претензии по налогам, пеням и штрафам и взыскать их с физических лиц, причастных к деятельности ликвидированного юридического лица.

Кроме того, предъявлять претензии ООО после ликвидации сможет не только ФНС, а любой кредитор. Это может быть контрагент или бывший работник, который докажет в суде, что компания с ним не рассчиталась.

Вот что сказано в тексте изменений в закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»: «…по заявлению кредитора на таких лиц [взаимозависимых] может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества».

Что означают эти изменения? С кого будет взыскана задолженность?

Раз компания исключена из ЕГРЮЛ, её больше нет, то с кого же взять эти якобы неуплаченные налоги, пени и штрафы? С лиц, указанных в части 1 статьи 53.1 Гражданского кодекса (закон №488 ссылается на эту часть):

  • учредителей;
  • директора;
  • членов совета директоров;
  • управляющего;
  • управляющей компании;

а также с тех, кто давал указания вышеперечисленным лицам (пункт 3 статьи 53.1 ГК). Но пока непонятно, как этот пункт будет применяться на практике.

Погашать эти долги по налогам люди будут за счёт личного имущества. А мы помним дело, когда имущество взыскали с независимой компании, с бенефициара. Так что у налоговой уже есть необходимая практика взыскания с бенефициаров.

И с работниками, и с контрагентами то же самое. Если они докажут в суде, что компания осталась им должна, её бывшее руководство будет платить из своего кармана.

И конечно, закон будет действовать «назад». ФНС сможет предъявить претензии за 3 года до вступления закона в силу, то есть за период с 29 июня 2014 года.

Главный вывод для бизнеса

На данный момент есть такая практика: бизнесмен ведёт дела через какую-либо компанию не более 3-х лет. Когда проходит 3 года, он присоединяет эту компанию к другой фирме или проходит процедуру ликвидации (это дороже и дольше, но «безопаснее» в плане рисков по доначислению налогов, чем присоединение) и ведёт тот же самый бизнес, но уже через другую компанию.

Таким образом, предприниматель, избавляясь от компании, вздыхает свободно: никаких налоговых претензий к нему не может быть предъявлено.

Теперь эта возможность закрылась. Любое взаимозависимое лицо и даже бенефициар теперь «на крючке» ФНС в течение 3-х лет с момента исключения компании из ЕГРЮЛ.

Вот такой он, закон №488-ФЗ.

Краткие итоги

Личная ответственность взаимозависимых лиц и бенефициаров компании серьёзно возрастает. Эти лица будут расплачиваться по якобы имеющимся налоговым долгам, пеням и штрафам уже закрытой фирмы своим личным имуществом.

ФНС получает всё больше правовых инструментов для взыскания налогов. Учитывая современное техническое оснащение налоговой службы и тот факт, что суды часто склонны вставать на её сторону, это создаёт гремучую смесь.

Государство изыскивает всё новые методы пополнения бюджета за счёт бизнеса. Свобода действий для бизнеса уменьшается, ответственность возрастает.

Закон №488-ФЗ полностью соответствует отношению государства к предпринимательскому классу; власть рассматривает бизнес (кроме госкорпораций, конечно) как податное сословие и источник пополнения бюджета.

Судебной практики пока что нет, закон на момент написания этой статьи уже принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом, но начинает действовать с 28 июня 2017 года.

Мы будем тщательно следить за развитием событий. Когда появятся эффективные методы борьбы с незаконными доначислениями, вы обязательно об этом узнаете первыми, если подпишетесь на новости в форме ниже по странице. А пока что стоит помнить о 4-х правилах, как победить ФНС в суде.

На этом всё, спасибо за внимание.

Источник: https://nalog-advocat.ru/na_kruchke_u_fns/

Последствия при банкротстве налоговой юридического лица

НК РФ).

Но что делать, если организация получила доход от реализации имущества, а арбитражный суд прекратил конкурсное производство и ликвидировал организацию до истечения срока, когда у налогового органа появилось право предъявить требование об уплате налога на прибыль? ФНС считает, что при завершении конкурсного производства до истечения налогового периода, конкурсный управляющий должником, заведомо зная о том, что в связи с реализацией имущества возникла обязанность по уплате налога, обязан в соответствии с пунктом 4 статьи 55 НК РФ заблаговременно обратиться в налоговый орган с заявлением об изменении налогового периода. Он должен исчислить и уплатить суммы налога за время со дня начала налогового периода до дня завершения ликвидации, действуя при этом в ущерб интересам других кредиторов. Фактически эта позиция поддержана ВС РФ (определение ВС РФ от 12 мая 2017 г.

Последствия банкротства предприятия

Закона N 127-ФЗ):

  • приведут к увеличению кредиторской задолженности потенциального банкрота более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований;
  • связаны с приобретением, отчуждением имущества должника, кроме реализации готовой продукции должника;
  • влекут уступку прав требований, перевод долга;
  • влекут получение займов (кредитов).

В-третьих, решение о реорганизации должника может быть принято опять же при согласии на то собрания или комитета кредиторов либо лиц, предоставивших обеспечение в рамках процедуры (п. 3 ст. 82 Закона N 127-ФЗ).

Отметим, что если руководитель должника не будет исполнять план финансового оздоровления или если его действия приведут к нарушению прав и законных интересов кредиторов или лиц, предоставивших обеспечение, то суд может отстранить руководителя от должности (п.
2 ст. 82 Закона N 127-ФЗ).

Порядок налоговой проверки компании при процедуре банкротсва

Учитывают, что сумму задолженности составляют не только налоговые начисления, но и штраф и пеня, которые были рассчитаны уполномоченной инстанцией. Начать процедуру может и представитель таможенной службы.

Перед контрагентами Часто при совершении сделок оформляют отсрочку или рассрочку платежа. Если в соответствии с договором компания не платить денежные суммы контрагенту, он может подать заявление в суд.
И тогда уполномоченный орган будет рассматривать дело, по которому заявитель желает вернуть свои деньги.

Банкротство юридического лица по инициативе федеральной налоговой службы

Янв Банкротство: уйти от налогов не получится 2017-01-30 Рубрика: Банкротство «Банкротство — это когда деньги перекладываются из кармана пиджака в брюки, а пиджак достается кредитору». Эту фразу можно не раз услышать от кредиторов, столкнувшихся с процедурой банкротства.

Да, нельзя не согласиться с этой яркой аллегорией. И мы бы даже добавили, что профессионалы-банкротчики в некоторых случаях оставляют кредитору только пуговицы с этого пиджака.

Но процедура банкротства длинная и затратная. При этом тем самым «пиджаком» и деньгами в кармане брюк хочется пользоваться уже сейчас.

А платить по долгам предприятия, особенно если эти долги перед бюджетом, – совсем не хочется.

Источник: https://rugloria1.com/bankrotstvo-cherez-nalogovuyu-inspektsiyu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.