Учет в казенных учреждениях

Содержание

Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2020 году

Учет в казенных учреждениях

Казенщики являются отдельным типом государственных и муниципальных организаций, созданных для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Правила организации и ведения бухучета в казенных учреждениях регламентированы:

  • законом № 402-ФЗ в части ключевых вопросов организации БУ;
  • инструкцией № 157н и инструкцией 162н в бюджетном учете для казенных учреждений в 2020 году;
  • инструкцией № 132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
  • инструкцией № 191н в части состава и порядка формирования отчетности в казенных учреждениях;
  • порядком № 209н в части формирования КОСГУ;
  • федеральными стандартами БУ, регламентирующими отраслевые методы учета;
  • методическими рекомендациями, письмами и пояснениями Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.

В основную систему нормативного регулирования БУ относят региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие отдельные правила учета и составления отчетности.

Новое в бюджетном учете в 2020 году для казенных учреждений

При ведении бюджетного и бухгалтерского учета организациям госсектора придется дополнительно к ранее введенным применять следующие ФСБУ:

  • «Запасы»;
  • «Концессионные соглашения»;
  • «Долгосрочные договоры»;
  • «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»;
  • «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Стандарты применяйте в учете с 01.01.2020, а в отчетности — начиная с отчетности 2020 года. Кроме того, с отчетности 2020 года применяются положения ФСБУ «Отчет о движении денежных средств», которые касаются отражения информации о производных финансовых инструментах.

Новые стандарты бухучета с 2020 года

Первые пять ФСБУ определили, что учет основных средств в казенных учреждениях в 2020 году ведут уже по-новому. Изменены счета учета, добавлены новые методы начисления амортизации, увеличены стоимостные пределы для исчисления амортизации. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».

Обновлены требования к малоценным объектам ОС и правилам их учета в бюджетной сфере. Подробная инструкция — в статье «Учет основных средств в казенном учреждении в 2020 году — особенности для малоценных ОС».

Учитывая эти изменения, КУ пришлось скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения БУ, то есть обновить учетную политику.

Утвердить эти изменения следовало еще в декабре 2019 года.

Проверить учетную политику на 2020 год для казенных учреждений, новшества, все ли изменения учтены в главном документе — в статье «Учетная политика: как составлять по новым требованиям».

Обратите внимание на статью о том, как правильно вести бухучет банковских гарантий.

Другие изменения

Чиновники скорректировали практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Чиновники опубликовали новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций — приказ № 132н. Общая структура КБК сохранена, но изменения есть, и их довольно много.

Нововведения коснулись и действующего порядка формирования КОСГУ. С января 2019 применяется приказ № 209н. Новыми положениями добавлены новые бухгалтерские коды, названия некоторых старых изменены, а некоторые вовсе исключены.

Обратите внимание, что изменения коснулись инструкции № 162н. Скорректирован Единый план счетов казенного учреждения.

Например, чиновники закрепили на законодательном уровне, какими бухгалтерскими операциями следует отражать движение ОС при передаче активов в аренду, доверительное управление или безвозмездное пользование.

Подробно об этих нововведениях читайте в статьях «Изменения по КБК с 2020 года: что важно знать бюджетникам и НКО» и «Работаем правильно: все инструкции по бюджетному учету».

Санкционирование расходов в бюджетном учете

Отличительной особенностью учета в казенных учреждениях является обязательное санкционирование произведенных расходов. Операции отражаются на специальных счетах ПСБУ — 0 500 00 000. Для отражения обязательств текущего периода и плановых лет используется сч.

0 502 00 000 «Обязательства». Отметим, что регистрировать операции необходимо только на основании документов, подтверждающих факт принятия конкретного обязательства.

Перечень такой документации, которую применяет организация в своей деятельности, следует закрепить в учетной политике.

Бухгалтерские проводки по санкционированию расходов казенных организаций в 2020 году следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.

Пример бухгалтерских проводок в бюджетном учреждении в 2020 году по санкционированию:

операцииДебетКредит
Сумма обязательств, принятых по контракту, заключенному по итогам осуществления конкурентных способов определения поставщиков, исполнителей, подрядчиков0 502 07 0000 502 01 000
Операция в иных случаях принятия обязательств0 506 00 0000 502 01 000
Суммы, принятые учреждением за счет ранее сформированных отложенных обязательств0 502 09 0000 502 01 000

Как правильно составлять любые бухгалтерские проводки, читайте в статье «Проводки в бухгалтерском учете: что это и как используется».

Отчетность казенного учреждения в 2020 году

Полный состав бюджетной отчетности за 2020 год для казенных учреждений установлен приказом Минфина № 191н. С особенностями составления бюджетных отчетных форм и актуальными бланками ознакомьтесь в статье «Как отчитываются бухгалтеры бюджетных организаций».

Большинство вопросов бухгалтеров связаны с составлением пояснительной записки к годовому отчету казенного учреждения.

2020 году форма отчета 0503160 казенного учреждения изменена приказом Минфина № 13н от 31.01.2020.

Отчетная форма состоит из пяти разделов:

  1. Организационная структура субъекта бюджетной отчетности (БО).
  2. Результаты деятельности субъекта БО.
  3. Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом БО.
  4. Анализ показателей финансовой отчетности субъекта БО.
  5. Прочие вопросы деятельности субъекта БО.

Каждый из разделов отчета содержит в себе специальные табличные формы и текстовую информацию — пояснения к показателям годовой отчетности.

Вышестоящий распорядитель вправе установить дополнительные отчетные формы, детализированную информацию и отраслевые требования по формированию пояснительной записки. Требования доводят до КУ отдельным распорядительным актом.

Источник: https://gosuchetnik.ru/bukhgalteriya/kak-vesti-bukhgalterskiy-uchet-v-kazennom-uchrezhdenii-v-2018-godu

Бюджетный учет: курсы повышения квалификации для бухгалтеров

Учет в казенных учреждениях

В отличие от бухгалтеров коммерческих организаций, бухгалтерам госсектора необходимо обязательно повышать квалификацию. Это требование закона. В статье расскажем как и зачем бюджетным бухгалтерам учиться, и какие курсы по бюджетному учету есть в Контур.Школе.

Бухгалтерский учет в бюджетных, автономных и казенных учреждениях имеет свои специфические особенности, обусловленные бюджетным законодательством. Поэтому бухгалтерам государственных организаций необходимо проходить повышение квалификации по программам, разработанным специально для них.

В Школе бухгалтера есть два направления для обучения для бухгалтеров бюджетных учреждений:

Бухгалтер организации государственного сектора. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А) – подходит бухгалтеру казенного, бюджетного, автономного учреждения

  • 16 онлайн-уроков
  • Удостоверение о повышении квалификации 136 ак.часов
  • Подходит бухгалтеру казенного, бюджетного, автономного учреждения
  • Практические примеры и задачи в каждом уроке
  • Поддержка кураторов, экспертов и лекторов на всем периоде обучения
  • Комплект методических материалов с примерами, подборкой нормативно-правовых актов, форм документов — будет полезен не только в обучении, но и в дальнейшей работе

Образец документа, выдаваемого после успешного изучения программы:

Главный бухгалтер организации государственного сектора. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А,В) – для главных бухгалтеров казенных, бюджетных, автономных учреждений

  • 30 онлайн-уроков
  • Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа
  • Подходит главному бухгалтеру казенного, бюджетного, автономного учреждения, а также бухгалтеру, который хочет повысить уровень своих знаний
  • Практические примеры и задачи в каждом уроке
  • Поддержка кураторов, экспертов и лекторов на всем периоде обучения
  • Комплект методических материалов с примерами, подборкой нормативно-правовых актов, форм документов — будет полезен не только в обучении, но и в дальнейшей работе

Образец документа, выдаваемого после успешного изучения программы:

Программа обучения бухгалтеров бюджетных учреждений

В процессе обучения слушатели получат представление об особенностях ведения учёта в бюджетных организациях; базовые знания о структуре учётных систем в подобных учреждениях, познакомятся с нормативной базой, регулирующей вопросы учёта и отчётности.

Большая часть курса отведена всё-таки практическим вопросам. Лекторы постарались собрать все ситуации, которые могут возникнуть в работе: как стандартные, так и сложные, и редкие. Учащиеся смогут получить навыки подготовки и составления отчётных форм в бюджетных организациях.

Какие вопросы рассмотрены в курсе:

  • как построен план счетов бюджетного учета;
  • сколько лет и как необходимо хранить документы;
  • как учитывать основные средства, нематериальные активы, материалы, готовую продукцию (работы, услуги), заработную плату;
  • как оформляются расчеты с подотчетными лицами;
  • что такое амортизация основных средств и нематериальных активов.

Учебная программа включает обязательный перечень трудовых функций, утвержденных в профессиональном стандарте «Бухгалтер», с акцентом на особенности ведения учета, налогообложения и отчетности в государственных (муниципальных) учреждениях.

Статьи про профстандарт «Бухгалтер»
Профстандарт в вопросах и ответах: требования к квалификации и образованию бухгалтера
Новый профстандарт «Бухгалтер»
Дополнительное образование бухгалтера: кому и зачем нужно?

В процессе обучения бюджетному учету вы научитесь:

  • отражать на счетах бюджетного учета хозяйственные операции по каждому объекту учета;
  • вести учет основных средств, вложений в нефинансовые активы;
  • вести учет нематериальных активов;
  • отражать хозяйственные операции по учету готовой продукции на счетах бюджетного учета;
  • отражать операции по учету расчетов с подотчетными лицами.

По окончании курса для бухгалтеров бюджетных учреждений:

  • систему нормативного регулирования бухгалтерского учета государственных учреждений;
  • структуру бюджетной системы РФ;
  • правила и принципы бюджетного учета;
  • бухгалтерский учет в казенных, бюджетных учреждениях и автономных организациях;
  • последние важные изменения законодательства;
  • новые формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета;
  • организацию бюджетного учета.

Уроки курса сгруппированы по объектам бюджетного учета в соответствии с Инструкцией 157Н «Об утверждении Единого плана счетов…»: нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, финансовые результаты, санкционирование.

Отдельные уроки посвящены правовым основам и основам финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных учреждений, а также формированию бюджетной и налоговой отчетности.

На каждом уроке автор курса знакомит с обновлениями в законодательстве. Переводит на доступный язык сложные формулировки законов, рассказывает, как правильно использовать в работе положения инструкций 157н,162н,174н,183н. Дает рекомендации по использованию писем Минфина, помогающих главному бухгалтеру бюджетной организации в решении сложных вопросов.

В курсе 200 практических задач, которые подробно рассматриваются на уроках.

Разбирая задачи, автор уточняет, для какого типа учреждений (бюджетного, казенного или автономного) применяется та или иная корреспонденция счетов.

В задачах есть ситуации типовые, часто встречающиеся в повседневной работе бухгалтерии, есть более сложные. Но главное, они взяты из жизни, подробно объяснены, собраны в виде удобных таблиц.

Специалисты, обладающие этими знаниями и навыками, в настоящее время крайне востребованы. Большинство выпускников наших курсов делают успешную карьеру и пользуются уважением работодателей.

Преподаватели бюджетных курсов в Контур.Школе

Опальский Александр Юрьевич — эксперт по бюджетному учету, заместитель председателя Комитета ИПБ России по бухгалтерскому учету в государственных (муниципальных) учреждениях

Опальская Александра Лаврентьевна — к.э.н., профессор, председатель Комитета по бухгалтерскому учету Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, автор публикаций по бюджетному учету.

Отзывы слушателей

Большое спасибо лекторам и организаторам курса. Все материалы даны в доступной форме, очень удобные методические материалы. Также очень понравилось для закрепления материала тестирование после каждого онлайн-урока.

Большое спасибо за подборку практических материалов, обучение становится доступным при наличии понятных примеров.

Курс превзошёл мои ожидания. Я получила значительно больше, чем предполагала. Спасибо преподавателям за полученные практические знания, которые возможно применить в работе! Также для меня важен тот факт, что можно учиться без отрыва от работы, в удобное для себя время.

Очень хороший курс и особенно радует возможность посещения дополнительных вебинаров.

Очень понравились уроки Опальского А.Ю. – конкретно, с примерами, проводками, никакой «воды».

Опальский Александр Юрьевич достоин высшей похвалы за профессионализм, изложение материала, за расстановку «флагов» по проблеме, дикцию, фоновое сопровождение.

Курс интересен тем, что позволяет в свободное время проходить обучение, пересматривать уроки. Материал рассматривается на примерах, с ссылками на нормативные документы и с заполнением форм. Большое спасибо лекторам за содержательность и лаконичность в изложении материала!

Мне было очень интересно смотреть и слушать курс. Я работала в автономном учреждении, сейчас в казенном. Мне многое знакомо, что-то я вспомнила, но также многому я научилась. Буду применять в работе.

Понравилось то, что лекторы опирались и подкрепляли свои слова нормативными законодательными актами и реальными примерами.

В течение прохождения курса я задавала вопросы по своей текущей деятельности, и мне оперативно и развернуто отвечали.

Я очень довольна, обучением в Школе-Контур. Давно я не посещала такие емкие по своему функционалу семинары. Каждый урок содержит в себе много полезной информации. Лекторы очень грамотно подошли к своей работе: все темы раскрыты полностью, донесены до слушателей простым языком и дополнены практическими материалами, которые оказались очень полезными, и я для себя применила в работе.

Курс обучения устроен в удобной форме, при нашей занятости на работе не всегда есть свободное время для посещения семинаров, здесь же в любое удобное время ты можешь просмотреть урок. Огромное спасибо всей команде Школы-Контур, за внимание и понимание, за то, что входят в наше положение и дают возможность продлить обучение. Спасибо за организацию данного обучения.

Желаю вам процветания!

Большое спасибо Опальскому Александру Юрьевичу! Грамотный специалист. Приятно его слушать. Уроки не прошли даром. Узнала много полезной информации, которая пригодится в работе. Методические материалы просто чудо! Спасибо организаторам курса!

Спасибо большое за возможности, предоставленные вашими курсами. Подробная подборка уроков и тестов, удивляет их разнообразие.

Онлайн-лекции актуальны на сегодняшний день, помогли разобраться в некоторых вопросах. Конечно хотелось бы больше узнать про учет в бюджетных учреждениях. учеба была больше я считаю про учет в казенных. Но все равно спасибо за то, что вы делаете такую глобальную работу и доступно нам преподносите в сокращенном варианте большой объем информации.

Спасибо организаторам и лекторам-Александре Лаврентьевне и Александру Юрьевичу за замечательно организованный и проведенный курс «Главный бухгалтер организаций гос.сектора. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер»»! Только положительные эмоции! Желаю организаторам, лекторам и всем слушателям успехов в трудовой деятельности!

Хотите стать автором статей в Контур.Школе? Заполните анкету и мы с вами свяжемся.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1573

Бухгалтерский учет казенных учреждений

Учет в казенных учреждениях

Казенное учреждение – это государственная структура, которая занимается оказанием государственных услуг. Это некоммерческие объекты, формируемые для осуществления культурных и прочих целей.

Учредителем считается госорган, у которого есть соответствующие полномочия. Учет в таких субъектах ведется особым образом. Нюансы связаны с тем, что у субъекта нет прав на используемое имущество.

Кроме того, подобные учреждения не могут пользоваться упрощенными системами обложения налогами.

Нюансы учета в казенном субъекте

Приведем нюансы учета в рассматриваемой структуре:

  • Учредитель участвует в управлении финансами.
  • Счета открываются в казначействе.
  • Финансирование осуществляется в пределах сметы.
  • Доходы от работы направляются в бюджет.
  • Учреждение не имеет прав собственности на имущество.
  • Операции с ценными бумагами не проводятся.
  • Структура не имеет прав на использование УСН.

Также существенными являются следующие особенности:

  • Данные об активах фиксируются за балансом. Двойная запись не применяется.
  • Учреждение использует только ОСНО.

Налоги не начисляются только на доход от основной деятельности.

ВАЖНО! Субъекту нужно направлять декларацию. Однако допускается предоставление документа в сжатом виде. Указывается минимальная информация.

Учетная политика

Учетная политика – это бумага, устанавливающая порядок бухучета и налогового учета. Для ее утверждения субъекту нужно издать приказ. Она может меняться вследствие изменений, вносимых в законодательство или локальные нормативные акты. Документ создается на основании особенностей деятельности учреждения, его структуры. Учетная политика включает в себя эти пункты:

  • Рабочие счета, которые применяются при учете.
  • Особенности документооборота (включая перечень первичных документов).
  • Порядок осуществления инвентаризации.
  • Особенности внутреннего контроля.
  • Способы оценки имущества и имеющихся обязательств.

Учетная политика позволяет установить порядок действий, когда соответствующие пункты не оговорены нормативными актами. Однако документ не должен противоречить действующим законам.

Первичная документация

Любая хозяйственная операция должна подтверждаться первичкой. На их основании создаются бухгалтерские проводки. Первичные документы нужно для установления обоснованности и разумности экономических действий.

Казенные субъекты должны применять в своей деятельности документы, перечень которых утвержден Приказом №173. Дополнительный перечень бумаг может указываться в учетной политике.

Рассмотрим правила формирования первичных документов:

  • Применение форм, которые были установлены внутренними актами.
  • Использование обязательных реквизитов.
  • Незаполненные строки зачеркиваются.
  • Недопустимы помарки.

Если документы будут создаваться без учета этих правил, у контролирующих органов могут возникнуть вопросы.

Учет операций с ОС и имуществом

ОС и имущество поступают в казенную структуру от учредителя. Именно на последнего возложена ответственность по содержанию, так как он является собственником. Рассмотрим основания, по которым учитываются операции:

  • Принятие ОС на учет выполняется на основании решения комиссии. Первичным документом является акт передачи.
  • Право управления образуется с дня регистрации.
  • Оценка собственности проводится на основании стоимости, прописанной в акте.
  • Корректировка стоимости выполняется на основании осуществленной модернизацией.

Бюджетная структура может купить имущество. Покупка осуществляется за счет денег, взятых из бюджета.

Пример учета покупки имущества

Учреждением было закуплено оборудование на 333 тыс. рублей. Траты на транспортировку равны 7 тыс. рублей. Проводки будут следующими:

  • Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703. Поступление оборудования на 333 тыс. рублей.
  • Дт (используется тот же дебетовый счет, что и в предыдущей проводке) Кт 1 30222 730. Отражение трат размером 7 тыс. рублей на транспортировку оборудования.

Со следующего месяца после поступления оборудования начинается начисление амортизации. Срок полезной эксплуатации определяется на основании Классификатора.

Реализация и списание ОС

Казенные учреждения могут реализовывать ОС. Однако для этого нужно получить одобрение учредителя. Иногда продажа связана с необходимостью погашения ущерба и обязательств, однако это крайние случаи. Доход от продажи направляется в бюджет.

ВНИМАНИЕ! Списание производится тогда, когда ОС утратили потребительские качества.

Пример списания ОС

В учреждении появился объект ОС, который вышел из строя. Его нужно списать. Остаточная стоимость составляет 36 тыс. рублей, амортизационные начисления – 90 тыс. рублей. После завершения ликвидации производится оприходование на сумму 600 рублей. Используются эти проводки:

  • Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410. Списание стоимости на сумму 36 тысяч рублей.
  • Дт 1 10134 410 Кт (используется тот же счет, что и в предыдущем примере). Списание начислений по амортизации на сумму 90 тыс. рублей.
  • Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172. Оприходование дополнительных изделий на 600 рублей.

Каждая проводка подтверждается первичкой.

Учет операций по начислению зарплат

Рассмотрим пример. Казенное учреждение начислило зарплату сотрудникам. При начислении средств произошло удержание НДФЛ. Используются эти проводки:

  • Дт 1 40120 211 Кт 1 302 11 730. Выплата заработка.
  • Дт 1 302 11 830 Кт 1 303 01 730. Удержание НДФЛ.
  • Дт 1 302 11 830 Кт 1 304 03 730. Перевод заработка на карту работника.
  • Дт 1 304 03 830 Кт 1 304 05 211. Учет выдачи зарплаты.

Расчеты с сотрудниками учреждения имеют ряд особенностей. В частности, средства для расчетов аккумулируются из разных источников.

Учет материалов

Материалы могут поступить в казенную структуру на основании договора купли-продажи, дарения. Рассмотрим порядок установления стоимости материалов:

  • При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
  • Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
  • Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
  • Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.

Рыночную цену можно узнать путем установления рыночной стоимости аналогичных материалов.

Налогообложение

Средства, поступившие в учреждение из бюджета, не будут облагаться налогом. Налогообложение также не затрагивает доход, полученный от оказания государственных услуг. Налог на прибыль начисляется в отношении следующих поступлений:

  • Доход от внебюджетных направлений работы, если отсутствует раздельный учет, смета трат.
  • Возмещение ущерба, выплаченное третьими лицами.
  • Стоимость имущества, переданного на бесплатной основе, если объекты не применяются в основной деятельности.
  • Излишки, обнаруженные во время инвентаризации.
  • Целевые поступления, израсходованные по нецелевому направлению.

Казенной структуре нужно подготовить отчетность, которая направляется в ИФНС.

Правила ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях

Бухгалтерский учет в казенных учреждениях регулируется отдельными нормативными документами и отличается от учета в других экономических субъектах. О нюансах бухгалтерского учета в казенных учреждениях читайте в этой статье.

Документы, регулирующие бухучет в казенных учреждениях

Основные правила учета

Итоги

Документы, регулирующие бухучет в казенных учреждениях

Для начала дадим краткую характеристику казенным учреждениям (КУ). Она зафиксирована в ст. 6 БК РФ.

КУ — это один из видов государственных (муниципальных) учреждений наряду с автономными и бюджетными. КУ может оказывать госуслуги, а также выполнять госфункции. Деятельность КУ обеспечивается за счет средств бюджета, бюджетная смета является основой для выплат.

Также КУ имеет право участвовать в коммерческой деятельности, если это не запрещено учредительным документом, но все доходы перечисляются в бюджет. Всё имущество принадлежит учредителю (РФ, субъекту РФ или муниципалитету) и используется на праве оперативного управления. Согласие учредителя необходимо для распоряжения любым имуществом КУ.

При нехватке средств КУ учредитель отвечает по его обязательствам. В целом КУ больше всего ограничены в свободе действий и зависимы от учредителя по сравнению с прочими госучреждениями.

Источник: https://specialyst.ru/buhgalterskij-uchet-kazennyh-uchrezhdenij/

Справочник Бухгалтера

Учет в казенных учреждениях

Под нефинансовыми активами (НФА) принято понимать объекты, которые находятся в собственности или пользовании бюджетных организаций и приносят им тот или иной объем экономической выгоды.

Согласно п. 22 приложения 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бюджетные организации РФ оперируют такими категориями НФА, как:

  • основные средства субъекта (движимое, недвижимое имущество, используемое в хозяйственной деятельности);
  • активы, относящиеся к нематериальным (интеллектуальная собственность), непроизведенным (земельные участки, недра);
  • материальные запасы субъекта (ГСМ, инвентарь, продукты питания, стройматериалы);
  • имущество, относящееся к госказне (драгметаллы, соответствующего типа нематериальные, непроизводственные активы).

В отношении НФА могут осуществляться операции:

  • получения или создания;
  • выбытия.

Каждая из них фиксируется в журнале операций на основании первички.

Отражение операций с теми или иными типами нефинансовых активов в бюджетном учете – это те действия, которые бухгалтер бюджетного учреждения осуществляет с помощью записей по кодам счетов бюджетного учета. Они соответствуют 18–26-му разрядам 26-разрядных счетов по единому плану, который утвержден в приложении 1 к приказу № 157н.

Каждый код счета бюджетного учета нефинансовых активов представлен следующими элементами:

  • аналитическим кодом по классификации поступлений и выбытий (фиксируется в разрядах 1–17);
  • кодом по финансовому обеспечению (фиксируется в разряде 18);
  • синтетическим счетом (он фиксируется в разрядах с 19-го по 23-й);
  • кодом по операциям с объектом учета (ему соответствуют разряды с 24-го по 26-й).

О документе, определяющем особенности учета НФА в конкретном учреждении, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».

Учет финансовых активов

Раздел «Финансовые активы» включает в себя 11 групп синтетических счетов. Казенные учреждения применяют только шесть, в том числе:

  • 020100000 «Денежные средства учреждения»;
  • 020500000 «Расчеты по доходам»;
  • 020600000 «Расчеты по выданным авансам»;
  • 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • 020900000 «Расчеты по ущербу имуществу»;
  • 021001000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

Для учета операций со средствами, находящимися на счетах учреждений, открытых в кредитных организациях или в органах Казначейства России (в финансовом органе соответствующего бюджета), а также операций с наличными денежными средствами и денежными документами предназначен счет 020100000 «Денежные средства учреждения».

Группировка операций по синтетическому счету осуществляется в разрезе способов размещения средств (табл. 5.1).

Таблица 5.1. Группировка операций по синтетическому учету

Финансовые активы

Разряд 18

Разряды 19-21 (синтетический счет)

Разряды 22-23 (аналитический код)

Наименование

Денежные средства

Объекты учета по группе размещения средств учреждения

учреждения

1,2,3

Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства (в финансовом органе соответствующего бюджета)

2,3

Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации

1,2

Денежные средства в кассе учреждения

Наличные денежные средства в кассе учреждения

Денежные документы

Рассмотрим наиболее типичные операции, свойственные КУ.

Учет средств, находящихся во временном распоряжении

Операции со средствами, находящимися во временном распоряжении, отражаются в учете с применением кода «3» в 18-м разряде счетов:

  • 320111000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»;
  • 330401000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение».

Например, на этих счетах осуществляется бюджетный учет финансового обеспечения заявок на участие в торгах и залога по обеспечению государственных контрактов.

В случае отказа победителя торгов от подписания контракта, а также ненадлежащего исполнения условий контракта осуществляется удержание денежных средств с последующим перечислением средств в доход бюджета.

Данные операции необходимо отражать в бюджетном учете бухгалтерскими записями, представленными в табл. 5.2.

Таблица 5.2. Отражение в учете операций по удержанию финансового обеспечения

Бухгалтерские записи

Дебет

Кредит

Удержание денежных средств заказчиком

(КРБ)’ 330401830

(КИФ)-320111610

Перечисление в доход бюджета

(КДБ)3 121002180 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет»

(КДБ) 140110180 «Прочие доходы»

Для отражения в бюджетном учете финансового обеспечения государственных контрактов в форме банковской гарантии или поручительства третьего лица применяется забалансовый счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Средства, находящиеся во временном распоряжении, должны быть или возвращены тому лицу, от которого получены (у кого изъяты), или перечислены в доход бюджета.

Типовые записи по отражению в бюджетном учете операций со средствами, находящимися во временном распоряжении приведены в табл. 5.3.

Таблица 5.3. Типовые бухгалтерские записи по учету операций со средствами, находящимися во временном распоряжении

Бухгалтерские записи

Дебет

Кредит

Поступление денежных средств

320111510 320121510 320134510

Возврат денежных средств владельцу или передача их по назначению в установленном порядке

320111610 320121610 320134610

Поступление наличных денежных средств, полученных во временное распоряжение, в кассу

Внесение наличных денежных средств на лицевой счет, открытый в органе казначейства (в финансовом органе) на основании расходного кассового ордера и квитанции к объявлению на взнос наличными

Зачисление денежных средств на основании выписки лицевого счета по учету денежных средств во временном распоряжении

Подача заявки учреждения о снятии наличных денег со счета по учету средств во временном распоряжении

Начисление суммы, подлежащей перечислению в бюджет (в случае наступления оснований в соответствии с законодательством РФ)

Перечисление суммы залога в доход бюджета

130305830 330401830

120510660 320Ш610 320122611)

Получение извещения от ОФК (или ГРБС как администратора доходов) о поступлении сумм в бюджет

Пример 5.1

Казенное учреждение, являясь государственным заказчиком, объявило о проведении открытого конкурса, по условиям которого участники должны направить на лицевой счет для учета средств во временном распоряжении 54 000 руб. в виде обеспечения заявки за участие в конкурсе.

Две организации (ЗАО «Маяк» и ООО «Корпорация 21 век») стали участниками конкурса и перечислили указанную сумму. По итогам рассмотрения конкурсных заявок победителем была признано ООО «Корпорация 21 век», однако от заключения государственного контракта организация отказалась.

В бюджетном учете казенного учреждения сделаны следующие записи:

Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях (Беспалов М.В.)

В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» все государственные (муниципальные) учреждения разделены на три типа:

— казенные;

— бюджетные;

— автономные.

Все они отличаются друг от друга по степени финансово-хозяйственной самостоятельности и независимости от государства (см. таблицу).

Сравнительная характеристика типов государственных учреждений

Критерий

сравнения

Тип государственного учреждения

Автономное

Бюджетное

Казенное

финансового

обеспечения

В виде субсидий

в соответствии

с государственным

заданием учредителя

и на содержание

имущества

Субсидии:

— в соответствии

с государственным

заданием

учредителя;

— на содержание

имущества;

— на иные цели.

Средства из

бюджета:

— на исполнение

публичных денежных

обязательств перед

физическими

лицами;

— на осуществление

мероприятий

в соответствии

с нормативными

правовыми актами

На основе

бюджетной сметы

Основной

документ

План финансово-

хозяйственной

деятельности

План финансово-

хозяйственной

деятельности

Смета доходов

и расходов

Приносящая доход

деятельность

Доходы поступают

в самостоятельное

распоряжение

Доходы поступают

в самостоятельное

распоряжение

Полученные доходы

зачисляются

в бюджет

Открытие счетов

Счета в кредитных

организациях

и в органах

Федерального

казначейства

Только в органах

Федерального

казначейства

(финансовых

органах)

Только в органах

Федерального

казначейства

(финансовых

органах)

Распространение

действия

Федерального

закона

от 21.07.2005

N 94-ФЗ

«О размещении

заказов

на поставки

товаров,

выполнение

работ, оказание

услуг для

государственных

или

муниципальных

нужд»

Не распространяется

Распространяется

в полном объеме

Распространяется

в полном объеме

Налог на прибыль

Уплачивают

(субсидия

в налогооблагаемую

базу не включается)

Уплачивают

(субсидия

в налогооблагаемую

базу не

включается)

Не уплачивают

(налогооблагаемая

база отсутствует)

Привлечение

заемных средств

Могут привлекать

Могут привлекать.

Прямо не

предусмотрено

Не могут

привлекать

Право

на совершение

крупных сделок

С предварительного

согласия

наблюдательного

совета

С предварительного

согласия

учредителя

Отсутствует

Право на

размещение

свободных

денежных средств

на депозитах

Разрешено

Запрещено

Косвенно

запрещено

Операции с

ценными бумагами

Разрешено

Запрещено,

за исключением

установленных

законодательством

случаев

Запрещено

Учет

Бухгалтерский учет

в соответствии

с Инструкцией по

применению Плана

счетов

бухгалтерского

учета автономных

учреждений,

утвержденной

Приказом Минфина

России от

23.12.2010 N 183н

Бухгалтерский учет

в соответствии

с Инструкцией

по применению

Плана счетов

бухгалтерского

учета бюджетных

учреждений,

утвержденной

Приказом Минфина

России от

Источник: https://1atc.ru/uchet-v-kazennyh-uchrezhdeniyah/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.