Увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия

Содержание

Порядок увольнения служащих в муниципальных, военных и государственных органах, в связи с утратой доверия

Увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия

› Земельный участок

06.01.2020

В статье 81 трудового кодекса РФ разъясняется определение «утрата доверия», которое может использоваться администрацией как обоснование для прекращения трудового договора на основе закона.

По этому положению, доверие работодателя может быть утрачено при совершении работником преступных действий.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Кого увольняют по такой причине?

Рассмотрим, к каким категориям людей может быть применено увольнение в связи с утратой доверия и как происходит данная процедура в каждом конкретном случае.

Государственного служащего

В независимости от ситуации причина для увольнения должна быть:

  • Обоснована фактами, которые имели место быть.
  • Подтверждаться документами, в которых фиксируется вина работника.
  • Под действие закона может попасть любой государственный гражданский служащий, уличенный в нарушении закона и попадающий под действие закона.

Порядок проведения процедуры

Основания для увольнения по утрате доверия устанавливаются ст. 59.2 ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В число оснований входит следующее:

  • Отказ в предотвращении или регулировании конфликта интересов, одной из сторон которого он является.
  • Не предоставление данных о доходе, имуществе, расходах и тех же данных от своего официального партнера и детей, либо предоставление ложных сведений.
  • Участие служащего на платной основе в коммерческой деятельности (кроме случаев, определенных в федеральном законе).
  • Участие служащего в управлении, попечительстве или наблюдательном совете органов иностранных некоммерческих неправительственных компаний и осуществляющих деятельность на территории РФ их подразделений.
  • Нарушение запрета гражданским служащим или членами его семьи (супругой, несовершеннолетними детьми) на хранение денежных средств в иностранных банках.

В докладной должны содержаться данные о подающем записку, его ФИО, время, место и обстоятельства, оказавшие влияние на выполненные действия.

Если сведения подаются компетентными органами или третьими лицами, то написание записки не обязательно для данного процесса.

При проведении инвентаризации одной докладной записки будет недостаточно, потребуется составление акта с фиксацией всех нарушений.

Эти документы послужат основой для выполнения служебного расследования в сторону работника, для подтверждения или опровержения вины. Чтобы все прошло по законодательным правилам, будет создана комиссия, в составе которой должны быть не только компетентные в данном вопросе люди, но и незаинтересованные лица, как со стороны служащего, так и от работодателя.

Эта комиссия создается после выхода внутреннего приказа и включает как минимум трех человек. В приказе также прописываются сведения о членах комиссии (должности, ФИО, полномочия, период работы комиссии и прочее).

Перед подготовкой и издание приказа на сотрудника должно налагаться дисциплинарное взыскание, приказ о котором формирует само предприятие из-за отсутствия единой формы.
  1. В нем нужно указать ФИО, должность, подразделение трудящегося.
  2. Затем записать данные о совершенном проступке, который нарушил трудовой или коллективный договор, с обязательным документарным подтверждением нарушений.
  3. Также в приказе о взыскании нужно записать все обстоятельства, при которых был свершен проступок, степень вины и ее тяжесть со стороны работника.
  4. Только после выхода приказа начальство может распорядиться о выходе приказа об увольнении, в котором будут указаны реквизиты прошлого приказа по отношению к работнику. Работник должен ознакомиться с этим приказом и подписать.
  5. После проведения этой процедуры в трудовую книгу вносится запись об увольнении в связи с утратой доверия и ссылки на основания их ТК РФ. Выдача трудовой книги происходит в день увольнения.
  • Скачать бланк приказа о взыскании
  • Скачать образец приказа о взыскании
  • Скачать бланк приказа об увольнении
  • Скачать образец приказа об увольнении по утрате доверия

На фото ниже приведен пример записи в трудовой книжке об увольнении в связи с утратой доверия:

При этом типе увольнения за работником полностью сохраняются такие выплаты, как оплата труда, компенсации, премии и надбавки, которые должны быть выданы в последний рабочий день.

Увольнение госслужащего по названной статье может поставить крест на дальнейшей службе. Чтобы не допустить этого, сотруднику следует постараться урегулировать конфликт и по возможности уволиться «по собственному желанию», чтобы не столкнуться с проблемами при дальнейшем трудоустройстве.

Военнослужащего

В нем содержатся данные об ответственности военнослужащего за совершение коррупционных правонарушений. К основаниям для увольнения по причине «утраты доверия» относится:

  • Неприятие мер по регулированию и устранению конфликтных ситуаций, в которой он является одной из сторон.
  • Непредставление сведений о своих доходах, расходах, имуществе, в том числе и данных мужа или жены, несовершеннолетних детей.
  • Сотрудничество с коммерческой организацией, входящей в состав органа управления на оплачиваемой основе.
  • Проведение предпринимательской деятельности,

Увольнение проводится при установлении одного или сразу нескольких правонарушений, расцененных как коррупционные. При увольнении по данной формулировке, он должен предоставить причинно-следственную обусловленность нарушения, иначе увольнение является противозаконным.

Также увольнение по утрате доверия является одним из прав руководителя, но не обязанностью. Начальством должен быть детально разобран каждый из случаев, перед принятием решения об увольнении, которое является крайней мерой взыскания.

Муниципального работника

Для работников муниципальных служб увольнение по утрате доверия проводится на основании федеративного закона номер 25 «О муниципальной службе в Российской федерации», по статье 27.1.

Чтобы выяснить мотивы проступка руководителю следует потребовать от работника предоставить объяснительную в письменном виде. Служащий должен составить и отдать ее в течении двух дней со дня получения приказа о ее написании.

Не предоставление бумаги оформляется в форме акта, но не может послужить основанием для начал увольнения.

Расследование произошедшего нарушения проводится до завершения месяца со дня получения информации о нарушении.

При этом выбывают дни, в которые работник был на больничном по временной нетрудоспособности, на время нахождения в отпуске, в дни непосещения работы по веским причинам, время выполнения проверки, период рассмотрения материалов по делу собранной комиссией. Увольнение может быть проведено в течении полугода, но не после этого срока.

В составленном приказе на увольнение должны быть приведены ссылки на статьи законодательного акта. Копия приказа с отметкой о совершенном правонарушении, нарушенных положения будут выданы служащему под расписку в течение пяти рабочих дней, считая от дня составления.

Перечень документов зависит от основания увольнения. Так, может быть использована следующая документация:

  1. Приказ об увольнении от работодателя.
  2. Заявление на увольнение по собственному желанию.
  3. Постановление суда о дисквалификации и пр.

Также следует учесть принятый 1.07.2017 федеральный закон № 132-ФЗ, согласно которому будет вести реестр муниципальных служащих, уволенных из-за утраты доверия. В особенности причина увольнений касается нарушений, связанных с коррупцией.

Однако введение этого реестра не означает полную невозможность вернуться к муниципальной службе.

Введение этого закона лишь делает открытым список тех, кто был уволен по названной причине, и работодатель должен учитывать это при принятии решения о приеме на работу.

Увольнение в связи с утратой доверия может быть применено к любому государственному, муниципальному работнику или военнослужащему. Однако принятие данного решения требует обоснования и серьезного расследования. В дальнейшем служащий может обжаловать принятое решение в суде. Восстановление после увольнения также не всегда возможно.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Приложение. Порядок увольнения муниципальных служащих в связи с утратой доверия

Приложениек постановлениюАдминистрации Любимскогомуниципального района

от 29 января 2016 г. N 09-0201/16

Порядок
увольнения муниципальных служащих в связи с утратой доверия

Источник: https://urcrimea.ru/zemelnyj-uchastok/poryadok-uvolneniya-sluzhashhih-v-munitsipalnyh-voennyh-i-gosudarstvennyh-organah-v-svyazi-s-utratoj-doveriya.html

Утрата гражданским служащим доверия является основанием для рассмотрения действий на уровне высших инстанций

Увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия

Найм Труда > Увольнение > Утрата гражданским служащим доверия является основанием для увольнения с занимаемой должности

В законодательной базе имеются нормативные акты, касающиеся прекращения трудового договора с гражданскими служащими в связи с утратой доверия, и это является основанием для их увольнения.

Что такое утрата доверия

Что понимается под утратой доверия

Что такое утрата доверия не изложено в трудовом законодательстве, но существует пояснение, как поступить нанимателю, если сотрудник нарушил договорные обязательства по отношению к финансовым и материальным ценностям.

Потеря работы связана со следующими противоправными действиями:

  • нанесение ущерба;
  • совершение хищения;
  • уничтожение имущества;
  • невыполнение предписаний по отношению к материальным ценностям;
  • невыполнение правил проведения кассовых операций;
  • продажа товаров по завышенным либо по заниженным расценкам;
  • противозаконное составление актов списания имущества;
  • мошенничество по отношению к имуществу работодателя.

Если со стороны работодателя замечено, что его сотрудник совершал противоправные действия, то первый имеет право уволить последнего по статье.

В трудовом законодательстве нет конкретной статьи по увольнению сотрудников в связи с утратой доверия. Работодатель также имеет право на основании собственного решения, учитывая ряд факторов, проводить расследования для выявления аргументов.

Причинами утраты доверия могут быть действия, связанные с оборотом материальных ценностей, в том числе их хищение, необоснованные растраты, но опять же это нужно все обстоятельно доказать, перед тем как принимать меры, в противном случае может все обернуться против работодателя.

Кто попадает под увольнение в связи с утратой доверия

Работодатель имеет право увольнять по причине утраты доверия работников следующих категорий:

  • заведующий складом;
  • товаровед;
  • работник на кассе;
  • военнослужащий;
  • госслужащий.

Если работник находится на государственной службе, то увольнение производится на основании докладной записке от кадровой службы или на основании подготовленного акта.

Увольнение беременной по причине утраты доверия не допускается на законодательном уровне, даже если зафиксированы факты нарушений, лишь при двух обстоятельствах такое тоже может произойти:

  • смена собственника;
  • необоснованное решение.

Увольнение военнослужащего возможно по причинам:

  • неправильное урегулирование столкновения интересов;
  • неправильное предоставление сведений;
  • дополнительная занятость по управлению коммерцией.

К гражданскому служащему срок предъявления взыскания 1 месяц со дня обнаружения нарушения. В этот период не попадает время, затрачиваемое на отпуск, нахождение на больничном, а также иные уважительные причины.

Основание для увольнения

Основания увольнения в связи с утратой доверия

Утеря конфиденциальности — это основание распространяется на государственных служащих. Разорвать контракт может лишь представитель государственной структуры с поясняющей формулировкой «утрата доверия» в связи с:

  • нарушением ограничений;
  • неисполнением требований;
  • игнорированием исполнения обязанностей.

Увольнение генерального директора отличается от увольнения сотрудника низшего ранга. Обычно это обуславливается спецификой трудовой деятельности, то есть реализацией обязанностей и прав собственника. Генеральный директор может быть уволен на основании решения одного из членов специального собрания по факту дисциплинарного нарушения.

Увольнение главного бухгалтера возможно в связи с нарушением его финансовой деятельности, так как в его ведении находятся все материальные ценности.

Увольнение гражданского служащего происходит по следующим причинам:

  1. При возникновении конфликта интересов не были своевременно приняты соответствующие меры.
  2. Не представлена вся информация о налогах, а также сведения об этих обстоятельствах.
  3. Незаконное принятие участия в коммерческом проекте с получением денежных средств.
  4. Осуществлялась незаконная предпринимательская деятельность.
  5. Связи с сотрудниками зарубежных организаций.
  6. Имеется счет за границей.
  7. Личная заинтересованность при конфликтных ситуациях.

При нарушении работником законодательства он автоматически попадает под статью об утрате доверия. Действия работодателя по отношению к этому сотруднику — не просто прекращение договорных обязательств, а проведение расследования с последующим обращением в судебные инстанции.

Процесс увольнения

Алгоритм процедуры увольнения

Для того, чтобы работодателю уволить сотрудника, утратившего доверие, можно воспользоваться следующим алгоритмом действий:

  1. Составление докладной записки работником, заметившим правонарушение. Четко и лаконично изложить основания для увольнения.
  2. Формирование комиссии по факту замеченного нарушения.
  3. Работа комиссии. Члены комиссии должны установить факты случившегося, обстоятельно пересмотреть доказательства, пересчитать наличие материальных ценностей и определить, чего не хватает. Доказательства виновности должны быть найдены и предъявлены в адрес обвиняемого.
  4. Подготовка Акта по результатам работы членов комиссии. Зафиксировать документ по установленной форме.
  5. Ознакомить с Актом сотрудника, позволившего себе допустить нарушение.
  6. Прекратить действие трудового соглашения в одностороннем порядке.
  7. Подготовка распорядительного документа на увольнение с предприятия. Причем никаких объяснений требовать с работника не нужно.

Работодателю следует поступать по букве закона, а для этого важно предъявить существенные доказательства.

Составление докладной записки

Специально предусмотренных форм составления документов на сегодняшний день нет, поэтому все фиксируется в докладной сотрудника, заметившего проступок его сослуживца.

В докладной также должны быть сведения:

  1. Фамилия и инициалы полностью работника, со стороны которого допущены противоправные действия.
  2. Дата и желательно время, когда замечено нарушение.
  3. В период проведения каких работ отмечено нанесение ущерба (например, во время проведения инвентаризации).
  4. Перечень документов, подтверждающих факт нарушения.

На основании вышеизложенного подготавливается распорядительный документ.

Оформление приказа

Приказ на увольнение

После того как факт нарушения был отмечен, в организации должен был подготовлен проект распорядительного документа.

В нем должны быть отражены следующие сведения:

  1. В преамбуле описывается правонарушение, которое было допущено и указываются факты.
  2. В приказной части документа четко и лаконично расписывается, что нарушил сотрудник, и когда это было отмечено. Определяется состав комиссии по проведению расследования по факту случившегося. Определяется время работы комиссии и время подготовки акта.
  3. После подготовки проект приказ проходит юридическую экспертизу и после получения положительного заключения он согласовывается с заинтересованными лицами и подписывается руководителем.

С Приказом обязательно ознакомляют сотрудника, допустившего нарушение. Комиссия может работать самостоятельно и вынесенное на основании работы решение может быть заключительным вердиктом. При возникновении спорных вопросов следует обращаться с суд.

Перечень документов для увольнения

Чтобы обеспечить реализацию процедуры, стоит знать какие документы должны быть в пакете, и каким образом себя вести с нарушившим нормы сотрудником.

Чтобы не нарушить права подчиненного нужно:

  1. Известить сотрудника об обнаружении пропуска, причем сделать это в письменном виде.
  2. Издать распорядительный документ по выявленному.
  3. Произвести полный расчет с сотрудником.
  4. Выдать документы: расчетную книжку и справку о заработной плате за последний год работы.

При обнаружении со стороны работодателя провинности работника у первого имеется право расторжения трудового соглашения в любое время. Выдача предупреждения о совершенном нарушении не нормируется по временным показателям.

Если уведомление сотрудником получено, то он с ним ознакамливается под подпись, а если он отказывается его подписывать, то со стороны работодателя составляется акт произвольной формы.

Как это происходит на практике

Судебное решение как основание увольнения

Потеря статуса государственного служащего зачастую начинается с выяснения отношений. Это неправильный подход и в правовых рамках он не рассматривается в принципе. Все вопросы необходимо решать деликатно, согласно действующему законодательству.

На базе вынесенного судебного решения определяется следующее:

  1. На сотрудника заводится уголовное дело.
  2. Работник может автоматически лишится занимаемой должности, если согласно должностным обязанностям он напрямую связан с материальными ценностями.
  3. Работодатель обладает правом разорвать договорные отношения немедленно. Если работодатель собственник, то он немедленно может прекратить действие контракта и потребовать компенсацию за содеянное.
  4. Если у работодателя имеется сомнение по отношению к действиям сотрудников, то это не может являться причиной наказания. Лишь после проведения расследования можно установить вину работника.
  5. Если работник не был обременен финансовыми обязательствами, то под статью он никаким образом попасть не может.

Об увольнении за хищение смотрите в этом сюжете:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://naimtruda.com/uvolnenie/utrata-grazhdanskim-sluzhashhim-doveriya-yavlyaetsya-osnovaniem-dlya.html

Увольнение гражданских и муниципальных служащих в связи с утратой доверия

Увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия

Увольнение гражданских и муниципальных служащих в связи с утратой доверия производится по специальному плану, который учитывает все законодательные нормы и различные нюансы. Сама процедура имеет пошаговый характер и включает в себя как процедуру задокументированной проверки, так и дальнейший процесс увольнения и расчета.

Законодательство

Основные варианты увольнения по утрате доверия закреплены в законе «О противодействии коррупции», а также в дальнейших дополнениях и поправках.

Большая часть процессов связанных с утратой доверия расписано в 81 статье. Пункт 7 регламентирует материальную ответственность и возможность увольнения. В пункте 7.1 есть дополнение о коррупции.

Гражданские служащие подчиняются закону «О государственной гражданской службе РФ». По статье 59.2 этого закона увольнение госслужащего по утрате доверия производится на основе коррупционных составляющих.

Деятельность муниципального служащего также регламентирована федеральным законодательством (О муниципальной службе в РФ). Основания для увольнения в связи с утратой доверия прописаны в этом законе в статье 27.1. Чаще всего основанием является конфликт интересов или же сокрытие доходов.

Необходимые мероприятия

Если есть наличие нарушения в исполнении своих обязанностей сотрудником, то работодатель должен предварительно начать проверку этого факта. Дальнейшие результаты проверки покажут наличие оснований для увольнения.

Пошаговая процедура:

  • выявление нарушения, то есть должен быть сам факт проступка;
  • создание незаинтересованной комиссии (численность может быть любая, но строго не меньше трех лиц);

Образец приказа о создании комиссии для проведения служебного расследования

  • проведение проверки, которая выявляет все моменты нарушения и степень вины сотрудника;
  • на основании полученных доказательств, которые должны быть задокументированы, идет процедура наказания;
  • дисциплинарное взыскание в виде увольнения требует серьезного нарушения, а также полную утрату доверия в отношении сотрудника;
  • издается приказ, на основе которого производится расчет и увольнение сотрудника, а также взыскание в материальной форме при необходимости.

Образец записи в трудовую книжку об увольнение по утрате доверия

Вся ответственность, которая может послужить дальнейшим основанием для увольнения по утрате доверия, прописывается в ряде документов:

  • трудовой договор и дополнения к нему;
  • дополнительные соглашения об ответственности, в том числе имущественного или материального характера;
  • инструкция по должности, в которой прописаны все обязанности.

Все лица, которые являются гражданскими или муниципальными, находятся под постоянным контролем со стороны различных государственных органов. Стоит учесть, что основаниями для увольнения такой категории может быть проведенная государственная проверка, которая выявит нарушения и нарушителя.

Важным моментом является составление приказа, который должен быть представлен виновному под роспись. Если увольняемый отказывается от простановки росписи, то приказ зачитывается при свидетелях, в присутствии виновного лица.

Указанная дата увольнения считается последним рабочим днем, во время которого должен быть произведен расчет.

Особенности расчета и выплат

Любой гражданский или муниципальный служащий получает при увольнении расчет. Сам расчет может включать в себя:

  • основные выплаты при увольнении (зарплата, отпускные);
  • дополнительные (различные премиальные и надбавки);
  • наличие материального взыскания.

Фактически при расчете из средств, которые выплачиваются при увольнении, могут вычесть ту сумму, на которую был нанесен ущерб. В большинстве случаев при серьезных нарушениях, в частности коррупционного характера, увольняемые также должны оплатить государственный штраф.

Требуется помнить, что расчет должен быть произведен не позднее дня увольнения, прописанного в приказе, так как невыполнение такого правила является нарушением уже со стороны работодателя.

Все выплаты и взыскания должны быть занесены в расчетный листок, который выдается совместно с остальной документацией.

Образец заполнения расчетного листка – лицевая сторона Образец заполнения расчетного листка – обратная сторона

Особенности увольнения служащего

У каждого типа служащих есть свои особенности, которые требуется учитывать при увольнении. Нюансы гражданской службы:

  • широкий ряд полномочий имеет дополнительные ограничения, которые не используются для обычных категорий сотрудников;
  • требуется соблюдение личных и государственных интересов в виде баланса. Если личные интересы перевешивают при совершении должностях обязанностей, то создается основание для утраты доверия;
  • проверка достоверности нарушения и увольнения предусматривается Указом Президента №1065;
  • как и для остальных категорий граждан также предусмотрена полная процедура проверки с подключением специальной комиссии.

У работника муниципалитета больше возможностей для утраты доверия. Если у госслужащих основной статьей является нарушение коррупционных правил, то у муниципального служащего есть ряд оснований для процедуры увольнения по утрате доверия. Сюда входит как конфликт интересов, так и неисполнение должностных обязанностей.

Увольнение служащих гражданского или муниципального типа по утрате доверия возможно только при наличии всех доказательств. Процедура увольнения включает в себя несколько этапов и учитывает все трудовые права работника. Весь процесс сбора доказательной базы и дальнейшие действия являются стандартными для всех категорий сотрудников.

Источник: https://u-volnenie.ru/posts/po-iniciative-rabotodatelya/uvolnenie-grazhdanskih-i-munitsipalnyh-sluzhashhih-v-svyazi-s-utratoj-doveriya

Увольнение в связи с утратой доверия

Увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия

При заключении трудового договора доверие между сотрудником и работодателем предполагается и редко оговаривается в отдельном пункте.

Правоотношения служебного характера субординационные и предполагают, что работник следует законным приказам, распоряжением руководителя предприятия, ведомства.

Законность действий сторон трудовых отношений обоснована Трудовым кодексом РФ, специальными нормативными актами общераспространенного и локального характера. Увольнение по статье «утрата доверия» допускается в исключительных случаях.

Основания для увольнения

Расторжение трудового договора возможно, когда работнику вверены денежные, материальные ценности, и в случае, если сотрудник совершил хищение в компании, либо иными действиями поставил под угрозу финансовое благополучие предпринимателя, его контрагентов; способствовал совершению преступлений – своим бездействием повлек крупные недостачи, убытки организации и т.д.

Расторжение трудового соглашения выполняется по инициативе работодателя – по ТК РФ ст. 81 (п.7 ч.1). Факт обслуживания денежных или материальных ценностей должен быть обозначен в трудовом договоре.

Возможно заключение дополнительного соглашения о материальной ответственности сотрудника.

Указываются степень, пределы, последствия такой ответственности для бухгалтера, продавца, кассира, кладовщика, экспедитора и других сотрудников, которые имеют дело с финансовыми активами компании, заботятся об их сохранности.

Основанием для увольнения работника становятся виновные действия сотрудника, т.е. подтвержденные проверкой факты хищения либо риска совершения правонарушения в силу должностной халатности, пренебрежения своими обязанностями, указанными в трудовом договоре.

В ТК РФ обозначены категории сотрудников, к которым не может быть применено дисциплинарное взыскание в форме «увольнение в силу утраты доверия».

К ним относятся беременные женщины (при наличии соответствующего документального подтверждения из медицинского учреждения).

Уволить также запрещено несовершеннолетнего работника; для расторжения трудового договора понадобится письменное согласие комиссии по делам несовершеннолетних, а также трудовой инспекции.

Важно! Запрещено уволить сотрудника в период больничного, т.е. временной нетрудоспособности работника, когда он проходит амбулаторное или стационарное лечение.

Исключена процедура расторжения трудового договора в случае, если работник находится в плановом отпуске, либо в оплачиваемом отпуске по собственному желанию.

Начинать увольнение можно после того, как сотрудник закрыл больничный, вышел из отпуска.

До увольнения сотрудника по причине утраты доверия необходимо определить факт-основание: что сотрудник действительно работал и (или) продолжает работать с материальными, финансово-товарными ценностями.

Это обуславливается спецификой должностной деятельности работника, его профессией, правами, обязанностями, указанными в трудовом договоре. Иные факты утраты доверия обусловлены специальными нормативными актами, кодексами этики государственных служащих – гражданских, военных должностных лиц, сотрудников полиции.

Тогда основания увольнения обусловлены нормами этих законов и напрямую не регулируются Трудовым кодексом.

Перечень виновных действий сотрудника

ТК РФ, иные специальные акты не приводят полный перечень действий, которые могут повлечь увольнение сотрудника по причине утраты доверия. Прекратить действие трудового договора по желанию работодателя можно в случае, если выявится факт совершения дисциплинарного проступка, и соблюдена процедура привлечения виновного сотрудника к ответственности.

В перечень оснований для увольнения работника — из-за недоверия к нему со стороны работодателя, включены следующие действия:

  • которые повлекли утрату или хищения материальных активов фирмы: оборудование вышло из строя, пропали деньги из кассы, банковской ячейки, сейфа, и т.д. – подобные факты могут стать основанием для увольнения сотрудника, в том числе при участии судебных инстанций.
  • угроза хищения – если сотрудник не предпринял мер, которые необходимы для сохранения денег, имущества организации, проигнорировал свои непосредственные должностные обязанности, оставил без присмотра ценное имущество и т.д.
  • взяточничество, мошенничество, коммерческий подкуп, выход должностного лица за пределы регламентированных полномочий – заключение сделок в обход предприятия, перевод средств на счета фирм-однодневок, подставных физических лиц.

Увольнение также может последовать, если вышеуказанные действия совершены не на рабочем месте. В Постановлении Пленума ВС РФ № 2 2004 г. обозначено, что они должны носить корыстный характер, т.е.

совершены ради извлечения незаконной личной выгоды, наживы в обход интересов работодателя или в ущерб репутации компании.

Для специалистов, не связанных с материальной ответственностью, увольнение может последовать, если должностное лицо совершило поступок, порочащий государственную службу, представителей силовых, военных структур.

Порядок увольнения из-за утраты доверия

Если выяснится, что вина сотрудника обусловлена недобросовестным выполнением им своих служебных обязанностей, то расторжение трудового договора возможно в качестве ответственности за дисциплинарный проступок. Основания для применения взыскания установлены ТК РФ – ст. 193.

Потребуется доказательственная база, подтверждающая, что сотрудник действительно совершил действия, повлекшие утрату доверия. Если руководитель компании решил не писать заявление в полицию, то он должен инициировать собственное расследование.

У работодателя есть полномочия создать специальную комиссию, в которую входят уполномоченные должностные лица предприятия, аудиторы, эксперты.

В качестве основания для начала процедуры увольнения может выступать служебная записка от начальника, в подчинении которого находится сотрудник, совершивший дисциплинарный проступок, связанный с утратой доверия.

В ходе расследования может быть проведена инвентаризация, необходимая для установления факта хищения и (или) недостачи.

До процедуры с сотрудника можно взять расписку о том, что доверенные работнику средства заблаговременно учтены, а выбывшие из баланса организации – списаны.

Во время расследования, в рамках дисциплинарного правонарушения, с сотрудника должны быть затребованы объяснения в письменной форме. Они предоставляются работодателю в течение двух дней с момента получения письменного требования.

Если объяснения в отведенный двухдневный срок не получены, то факт их отсутствия необходимо зафиксировать в отдельном акте. При игнорировании сотрудником требования о представлении объяснительной записки работодатель может начать процедуру увольнения и без этого документа.

Результаты выполненного расследования фиксируются в акте. Его унифицированного бланка не предусмотрено.

В акте указываются сведения об:

  • организации;
  • работнике;
  • обстоятельствах совершения правонарушения;
  • результаты расследования.

Также обозначаются рекомендованные меры наказания провинившегося сотрудника. Документ подписывается членами комиссии, ее председателем.

Решение об увольнении принимается руководителем компании.

Если правонарушение, повлекшее утрату доверия, совершено не на работе, то привлекать работника к дисциплинарной ответственности нет необходимости, но должны быть документы, подтверждающие или достоверно предполагающие наличие в действиях сотрудника вины – протокол о привлечении к административной ответственности, выписки из материалов уголовного дела, судебное решение и другие сведения.

Оформление приказа и сроки увольнения

Приказ выносится в общем порядке – на основании ст. 84.1 ТК РФ. Сотрудник должен быть ознакомлен с содержанием документа под роспись в течение трех дней с момента оформления приказа. Если работник не желает расписываться в приказе, то работодателю потребуется оформить отдельный письменный акт.

Уволить сотрудника по причине утраты доверия можно в течение 1 месяца с момента выявления дисциплинарного проступка. В срок не входит периоды временной нетрудоспособности и отпуска сотрудника.

Расторгнуть трудовой договор возможно в течение 6 месяцев с момента обнаружения дисциплинарного правонарушения. По результатам ревизии работника можно уволить не позднее двухлетнего срока совершения противоправных действий.

Если дисциплина нарушается не по месту работы, то уволить сотрудника можно не позднее года со дня осведомления о поступке сотрудника.

В трудовую книжку сотрудника вносится запись, с указанием номера, полной даты, сведений о приеме на работу. Указывается причина увольнения со ссылкой на п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Потребуется обозначить номер приказа о приеме на работу и увольнении сотрудника.

В трудовой книжке расписывается специалист отдела кадров (с расшифровкой подписи). С 27.11.2016 удостоверять запись об увольнении печатью работодателя потребуется только при ее наличии. Аналогичная запись вносится в личную карточку сотрудника (Форму Т-2).

При увольнении работник получает все выплаты, гарантированные системой оплаты труда:

  • расчет;
  • компенсации за неиспользованный отпуск;
  • начисленные, но не оплаченные премиальные.

Последствия для работника при увольнении за утрату доверия часто негативные.

При желании последующего трудоустройства сотрудник получает обоснованный отказ других работодателей из-за записи в трудовой книжке.

Должностные лица, уволенные с государственной службы, лишаются положенных социальных, жилищных льгот по выслуге лет. Незаконное увольнение можно оспорить в административном и судебном порядке.

Источник: https://lawinfo24.ru/trudovoe-pravo/uvolnenie/uvolnenie-po-state-utrata-doveriya

Кс разъяснил порядок увольнения госслужащего в связи с утратой доверия

Увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия

Конституционный Суд вынес Постановление № 14 от 6 апреля 2020 г.

, в котором указал, что увольнение госслужащего в связи с утратой доверия по причине непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предполагает наличие у соответствующего лица статуса госслужащего и, следовательно, нахождение его в субординационных отношениях с лицом (органом), привлекающим его к данной мере ответственности, не только на момент увольнения в связи с утратой доверия, но и на момент совершения коррупционного правонарушения.

Повод для обращения в КС

31 августа 2017 г. Игорь Котяш был уволен с государственной гражданской службы в Управлении Росприроднадзора по Мурманской области по своей инициативе, а 1 сентября 2017 г. вновь поступил на госслужбу – в Балтийско-Арктическое морское управление Росприроднадзора.

В дальнейшем на основании представления Генпрокуратуры была проведена служебная проверка, которая установила, что мужчина при поступлении на госслужбу не представил сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и аналогичные сведения в отношении супруги и несовершеннолетних детей. В связи с этим было рекомендовано применить в отношении него дисциплинарное взыскание в виде увольнения. 28 июня 2018 г. он был освобожден от замещаемой должности и уволен по основанию, предусмотренному п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе, – в связи с утратой представителем нанимателя доверия к госслужащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным законом, Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами.

Игорь Котяш обратился в Первомайский районный суд г. Мурманска с иском о признании увольнения незаконным, восстановлении в ранее замещаемой должности, взыскании зарплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, внесении изменений в трудовую книжку и обязании представителя нанимателя принять меры по исключению его из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что увольнение в связи с утратой доверия на основании п. 1.1 ч. 1 ст.

37 Закона о госслужбе является законной и обоснованной мерой реагирования на допущенное им нарушение действующего законодательства о прохождении службы, а процедура увольнения Игоря Котяша была соблюдена.

Апелляционный суд оставил решение без изменений. В передаче кассационных жалоб Котяша в Мурманский областной суд и в ВС РФ было отказано.

Бывший госслужащий обратился в Конституционный Суд. В жалобе (имеется у «АГ») он указал, что п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе, а также п. 2 ч. 1 ст. 13.

1 Закона о противодействии коррупции противоречат Конституции, поскольку позволяют представителю нанимателя увольнять госслужащего в связи с утратой доверия за нарушение требований закона о необходимости представления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичных сведений в отношении супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, совершенное им при поступлении на службу, т.е. в период, когда госслужащий еще не имел соответствующего публично-правового статуса, в то время как по своему буквальному смыслу оспариваемые нормы предполагают возможность увольнения в связи с утратой доверия лишь в том случае, когда сведения о доходах не были представлены им в период госслужбы. Непредставление же претендентом на замещение должности госслужбы сведений о доходах при поступлении на такого рода службу является, по мнению заявителя, обстоятельством, препятствующим заключению с данным лицом служебного контракта.

Позиция Конституционного Суда

Изучив материалы дела, КС заметил, что оспариваемый п. 2 ч. 1 ст. 13.

1 Закона о противодействии коррупции – как следует из его содержания – распространяется лишь на такие категории граждан, как лица, замещающие государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или муниципальную должность, данное законоположение не может рассматриваться в качестве затрагивающего конституционные права лиц, замещающих должности госслужбы РФ, а значит – и приводить к нарушению этих прав. В связи с этим Суд признал в данной части жалобу недопустимой.

Что же касается п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.

2 Закона о госслужбе, конституционность которых оспаривается Игорем Котяшем по причине его увольнения с госслужбы в связи с утратой доверия за непредставление при поступлении на госслужбу сведений о доходах – своих и членов семьи, то данные законоположения могут выступать предметом рассмотрения Конституционного Суда исключительно в их связи с иными правовыми нормами, регулирующими отношения, связанные с поступлением на госслужбу и ее прекращением, а также определяющими правовое положение (статус) госслужащих, заметил КС.

Таким образом, указал Суд, предметом его рассмотрения являются положения п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.

2 Закона о госслужбе в той мере, в какой они – в системной связи с иными положениями этого закона – служат основанием для решения вопроса об увольнении госслужащего в связи с утратой доверия к нему представителем нанимателя по причине непредставления им при поступлении на госслужбу сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Конституционный Суд отметил, что порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера устанавливается Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Указывается, что подп. «а» п. 3, п. 4, п. 10 и п.

15 документа прямо предусматривают, что непредставление гражданином при поступлении на указанную службу – вопреки установленному законом требованию – сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, равно как и представление им заведомо ложных сведений, исключает возможность его назначения на должность государственной гражданской службы и заключения с ним служебного контракта. Обязанность же обеспечить соблюдение требований закона при поступлении граждан на госслужбу возлагается на соответствующий государственный орган (его подразделение по вопросам государственной службы и кадров), что предполагает в числе прочего истребование от конкретного гражданина, претендующего на замещение должности госслужбы, всех необходимых для назначения его на данную должность и заключения с ним служебного контракта документов и сведений, включая сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также организацию проверки достоверности этих сведений в установленном порядке.

Конституционный Суд отметил, что заключение государственным органом – вопреки требованию закона – служебного контракта с гражданином, не представившим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, исключает применение к этому гражданину после поступления его на государственную гражданскую службу негативных правовых последствий в виде мер юридической ответственности, в том числе такой сопряженной с репутационными издержками меры, как увольнение с указанной службы по порочащему гражданина основанию.

КС также указал, что применение к госслужащему такой меры ответственности, как увольнение в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в неисполнении обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предполагает наличие у соответствующего лица статуса госслужащего и, следовательно, нахождение его в субординационных отношениях с лицом (органом), привлекающим его к данной мере ответственности, не только на момент увольнения в связи с утратой доверия, но и на момент совершения указанного коррупционного правонарушения.

Суд пришел к выводу, что оспариваемые положения п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.

2 Закона о госслужбе выступают элементами правового механизма применения к госслужащему меры ответственности за совершение им в период прохождения службы такого коррупционного правонарушения, а потому не предполагают увольнения госслужащего, который, хотя и не представил при поступлении на службу необходимых сведений, на тот момент еще не имел соответствующего публично-правового статуса, но впоследствии был назначен на должность вопреки требованию закона.

Иное, по мнению КС, означало бы допустимость применения в отношении госслужащего меры ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия, т.е. по порочащему основанию, при отсутствии в его действиях (бездействии) состава коррупционного правонарушения.

Тем самым это не только вступало бы в противоречие с ч. 2 ст.

54 Конституции, но и приводило бы к выходящему за рамки конституционно допустимых ограничений прав и свобод ущемлению прав на равный доступ к госслужбе и на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии.

Таким образом, Конституционный Суд признал п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе не противоречащими Конституции и отметил, что выявленный в постановлении смысл данных положений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Также Суд указал на необходимость пересмотра правоприменительных решений по делу Игоря Котяша.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/ks-razyasnil-poryadok-uvolneniya-gossluzhashchego-v-svyazi-s-utratoy-doveriya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.